На Красноярском экономическом форуме обсудили вопрос будущего Ангаро-Енисейского кластера. Модератором дискуссии выступил депутат Государственной Думы Виктор Зубарев. Напомним, масштабный проект, знаменующий второй этап развития Нижнего Приангарья, был представлен депутатам Законодательного Собрания края в декабре прошлого года.
По предварительным оценкам, общая стоимость комплексного инвестпроекта, рассчитанного на 2012–2021 годы и реализуемого на принципах государственно-частного партнерства, достигает 272,1 млрд рублей. Из них 216,4 млрд составят собственные и заемные средства частных инвесторов, 45,7 млрд — средства Инвестиционного фонда РФ, 10 млрд — средства краевого бюджета (из них 7 млрд пойдет на строительство и реконструкцию автодорог и мостовых переходов).
Участниками проекта, который планируется реализовать на территории Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов, заявлены министерство регионального развития РФ, правительство Красноярского края, ОАО «Корпорация развития Красноярского края», ЗАО ЗДК «Полюс», ООО «Сиблес Проект», ООО «Группа «Магнезит», ООО ГРК «Амикан», ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», ООО «Соврудник», ОАО «ЕвроСибЭнерго», ООО «Кингашская ГРК» и ООО «КраМЗ».
Предполагается создание на территории края ряда крупных промышленных объектов. В их числе горнодобывающее и перерабатывающее предприятие на базе месторождения «Благодатное», карьер на базе Тальского месторождения магнезита, горнодобывающее и перерабатывающее предприятие на базе Ведугинского месторождения рудного золота, Нижнеангарская ГЭС на реке Ангаре (ранее известная как Мотыгинская), листопрокатный комплекс; новый горно-обогатительный комбинат в Саянском районе. В числе основных инфраструктурных объектов — автодорожный мост через Енисей в районе поселка Высокогорского в Енисейском районе, автомобильная дорога Высокогорский — Партизанск — Раздолинск общей протяженностью194 км, автодорога Епишино — Северо-Енисейский, высоковольтные линии электропередачи. Строительство объектов автотранспортной инфраструктуры запланировано в несколько этапов. С 2013 года предусматривается возведение моста через Енисей, с 2014 — строительство и реконструкция автодорог.
Ожидается, к 2021 году реализация этого проекта позволит ликвидировать дефицит электроэнергии путем строительства и ввода в эксплуатацию Нижнеангарской ГЭС мощностью 1082 МВт; обеспечить транспортную доступность правобережья Ангары и Енисея, а также юга Саянского района; существенно увеличить добычу золота и никеля; организовать и сохранить 6,5 тыс. новых постоянных рабочих мест; увеличить суммарный объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет Красноярского края на 12,6 млрд рублей ежегодно.
Некоторые аспекты реализации проекта стали поводом для парламентской дискуссии на совместном заседании трех комитетов Законодательного Собрания в начале декабря прошлого года. В частности, депутатов беспокоили гарантии вложения средств частными инвесторами, не слишком представительный состав самих инвесторов, неопределенная социальная ответственность бизнеса, вопросы, связанные с созданием социальной инфраструктуры, мультипликативный эффект от создания кластера, проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов при реализации проекта.
В ходе дискуссии в рамках форума, на которой выступили представители исполнительной власти края и частных инвесторов, депутаты также обратили внимание на социальную составляющую проекта. В обмене мнениями приняли участие председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский, его заместитель Андрей Колесников, председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин, а также депутат Государственной Думы Раиса Кармазина.
«По своему значению Ангаро-Енисейский проект вполне сопоставим с первым этапом развития Нижнего Приангарья, который, как известно, предполагает запуск в эксплуатацию Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода и серьезные шаги в деле переработки лесных ресурсов, — сказал председатель Законодательного Собрания края Александр Усс. — Можно сказать, что эта идея уже стартовала в связи с принятием краевой властью решения о финансировании проектных работ. Думаю, в обозримом будущем это основной крупный этап развития не только Красноярского края, но и Сибири в целом».