Экологическая обстановка в Красноярске может улучшиться к 2015 году, считает заместитель начальника отдела по охране окружающей среды департамента городского хозяйства администрации Красноярска Наталья Морозова. Обсуждая уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе и его причины, она рассказала, что в настоящее время разрабатывается программа по снижению негативного воздействия на предприятиях Красноярского края. Так, по ее словам, уже в ближайшие годы крупные промышленные предприятия должны нормализовать свои выбросы, что приведет к улучшению ситуации. «Алюминиевый завод должен достичь 49 тыс. тонн к 2015 году, ТЭЦ-1 и цементный завод с 2013 по 2015 годы должны нормализовать свои выбросы. Поэтому мы на 2015 год смотрим как на год наступления благоденствия. Я думаю, что, если эти параметры будут выполнены, индекс загрязнения должен снизиться», — пояснила она.
«Еще с большей надеждой мы смотрим на ту технологию, которую отработает КрАЗ, — по внедрению инертного анода, когда выбросы полиароматических углеводородов будут равны нулю, а общий объем выбросов будет составлять 3 тысячи тонн. Но это все зависит от испытательного процесса», — рассказала Морозова, добавив, что тогда наступит «стопроцентное оздоровление экологической ситуации».
При этом эколог Николай Зубов заявил, что в перспективе для контроля над промышленными выбросами необходимо установить датчики на каждую трубу стационарного источника выброса, и в режиме онлайн наблюдать за тем, кто конкретно и в каких объемах загрязняет воздух.
Специалисты также рассчитывают и на улучшение ситуации с автотранспортом — в числе прочих мер планируется переход на более качественное топливо Евро-4 и Евро-5. «Такую задачу поставил губернатор на первом общественном экологическом совете, который состоялся две недели назад. В настоящее время с участием служб губернатора разрабатываются программы по снижению выбросов. Я думаю, они покажут хорошее снижение за счет реально выполняемых мероприятий», — добавила представитель мэрии.
Морозова также напомнила, что улучшить ситуацию пытается и городская администрация — в частности, закупает пассажирские автобусы более высокого экологического класса. Также власти пытаются повлиять и на коммерческих перевозчиков. «Сегодня в условиях конкурса на выбор маршрута закладывается основная идея — приобретение автобусов более цивилизованных, более вместительных и более качественных в экологическом плане», — заключила она.
Представители контрольных ведомств надеются на появление единой службы, которая бы отвечала за экологию, рассказала начальник Центра мониторинга окружающей среды Среднесибирского УГМС Наталья Шленская. Они уверены, что оперативность в данном вопросе необходима не только в наблюдении, но и в контроле и пресечении нарушений. «К сожалению, у нас нет единого телефона, горячей линии, куда бы могли обратиться жители Красноярска, и в круглосуточном режиме специалисты от разных организаций сели и поехали по жалобе», — пояснила она.