Во время раскопок на месте четвертого моста через Енисей в Красноярске нашли фрагмент царской железной дороги. Работая в нескольких десятках метров от железнодорожного моста, археологи обнаружили целую тупиковую ветку рельсового пути, который был проложен еще в начале XX века. «Он служил запасным для станции Красноярск и расположенного поблизости, на территории нынешней дорожной больницы, военного лагеря. В дальнейшем, уже в советское время, этот путь перепрофилировали. Он стал подъездным к стрелочному заводу, который некоторое время располагался прямо на берегу Енисея, на месте нынешнего мелькомбината. Около 50 лет назад нужда в этом подъезде отпала, но по случайности он не был разобран и, скорее всего, оказался просто засыпан землей», — рассказали в пресс-службе Красноярской железной дороги.
Нашли путь случайно, выбирая грунт до более глубоких слоев, в которых могли остаться артефакты поздних эпох. «Находка оказалась абсолютно неожиданной для нас. При первичной выемке грунта мы вообще не ожидали ничего найти. Мы понимали, что раскопки ведутся вблизи Транссиба, и были готовы, что в земле могут встретиться, допустим, отдельные шпалы или костыли. Но чтобы откопать целый железнодорожный путь... Такое на моей памяти впервые», — сообщил руководитель работ на участке сотрудник Новосибирского института археологии и этнографии Алексей Нетета.
Отдельные элементы найденных рельсов были переданы в фонд музея истории Красноярской железной дороги. При этом, по мнению заведующего информационно-методическим ресурсным центром по социально-гуманитарным и психолого-педагогическим дисциплинам Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Ивана Стасюка, железнодорожных находок такого масштаба до этого находить не приходилось.
«Мелкие предметы вроде костылей попадаются нередко. Любую такую находку мы тоже фиксируем и заносим в план-схему раскопа. Этот путь такой же полноправный исторический объект, который в дальнейшем вполне может оказаться полезным исследователям новейшей истории и быта. Обнаруженный участок старой железной дороги содержит слои сразу нескольких временных периодов. Так, земляная насыпь и основание пути имеют возраст более 100 лет, в то время как сами рельсы и крепёжные элементы значительно моложе — они относятся к 40-м годам XX века», — отметил представитель университета.
Фото: gudok.ru