Красноярцы подписывают петицию за сохранение мозаик стадиона «Енисей». Напомним, в городе планируется реконструкция ледовой арены — домашней площадки хоккейной команды «Енисей» (ул. Юности, 18). Эскизы усовершенствованного стадиона уже представлены, на сегодняшний день рассматриваются два варианта: снести его «до асфальта» и построить на его месте новый, либо перенести стадион в другое место.
Жители города обеспокоены тем, что в случае сноса стадиона будут утрачены уникальные произведения монументально-декоративного искусства — мозаичные изображения, которыми сооружение украшено снаружи по периметру. Мозаики были выполнены по эскизам красноярских художников Александра Лапко и Валентина Жекалова в 1987-1989 годах.
Доктор искусствоведения, директор Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова Марина Москалюк специально для Newslab.ru прокомментировала ситуацию:
«У многих людей, живущих в этом районе, мозаики на стадионе „Енисей“ вызывают, наверное, самые теплые чувства. Это промышленная среда, и любое художественное изображение там уникально, для целых поколений людей это неотъемлемая часть своего родного правого берега, своей особой среды. Это человеческое значение таких объектов, они формируют нашу память, наши эмоции. Если говорить о художественной значимости этих мозаик, может быть, она не бесспорна. Но они исключительны и имеют большую ценность».
«Это уже очень поздние проявления социализма, монументального искусства социалистического реализма, — добавила эксперт. — Крупноформатная мозаика — это дорогое удовольствие, и уже многие годы ни на одном монументальном объекте мы не можем себе позволить ничего подобного. Запал того, что общественные сооружения должны быть красивыми и украшаться, не пропал, под него просто нужны деньги. С другой стороны, мы понимаем, что здание стадиона как общественный, спортивный объект требует глобальной реконструкции, обновления. И консервировать все, что есть, тоже неразумно в наших условиях. Но есть замечательные примеры уникального художественного включения произведений соцреализма в совершенно новую среду. Один из известных на весь мир примеров — московский Музей современного искусства „Гараж“, который находится в бывшем советском ресторане в парке Горького. Те фрески, которые еще недавно казались советскими, устаревшими, включенные в это пространство, как говорят искусствоведы, „работают по-новому“, они это пространство наполняют глубокими человеческими смыслами. Мозаики на стадионе „Енисей“ — это очень дорогой материал, красивая работа, спортивная тематика. Сохранение мозаики на новом объекте для меня кажется наиболее разумным способом решения данной проблемы. Во-первых, объект сохранит среду, связь. Во-вторых, покажет культурность города. И, в третьих, поможет этому объекту быть абсолютно уникальным. Сегодняшние технологии позволяют сделать это безболезненно».
В настоящее время красноярцы и жители других регионов России подписывают обращение губернатору с просьбой сохранить мозаики. Петицию подписало уже более 570 человек.
Добавим, представленные общественности эскизы будущей арены еще не являются официальными проектами. При проектировании заказчики обещают учесть пожелания горожан и властей.