Эксперты подтвердили ценность мозаик на здании красноярского стадиона «Енисей» и приняли решение о необходимости сохранить их. 8 декабря в Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края состоялось совещание по вопросу определения исторической ценности мозаичных изображений на фасадах спортобъекта, который ждет реконструкции.
Напомним, в городе планируется обновление ледовой арены — домашней площадки хоккейной команды «Енисей» (ул. Юности, 18). Эскизы усовершенствованного стадиона уже представлены, на сегодняшний день рассматриваются два варианта: снести его «до асфальта» и построить на его месте новый, либо перенести стадион в другое место. Жители города были обеспокоены тем, что в случае сноса стадиона будут утрачены уникальные произведения монументально-декоративного искусства — мозаичные изображения, которыми сооружение украшено снаружи по периметру. Мозаики были выполнены по эскизам красноярских художников Александра Лапко и Валентина Жекалова в 1987-1989 годах.
«Ведущие специалисты в области художественной культуры, архитектуры и искусствоведения отметили высокие качества мозаичных изображений как художественных произведений. Участники совещания говорили о том, что произведение монументального искусства архитектонично привязаны к зданию. Посредством сохранения мозаик будет создана связь времени, эпох и поколений. Суровый, геометризированный принцип архитектуры и монументально-декоративного искусства в данном примере неразрывно связаны. Уникальность мозаик состоит в том, что они создавались в ведомственном спортивном учреждении. Кроме того, в сюжетике присутствует некая персонификация, прослеживается портретное сходство хоккеистов клуба „Енисей“», — отметили в пресс-службе ведомства.
По результатам обсуждения в Службе приняли решение о том, что мозаики следует сохранить и интегрировать в архитектуру обновленного стадиона. Это повысит историко-культурную ценность нового сооружения. На уровне проектирования архитекторам и дизайнерам должна быть поставлена задача — вписать мозаики в новую архитектуру.