Почти 25 % детских садов в Красноярске развивают систему разновозрастных групп, сообщили в пресс-службе главного управления образования администрации города.
В отличие от дошкольных учреждений, где в группах присутствуют воспитанники всех возрастов — от 3 до 7 лет, детские сады, практикующие разновозрастные коллективы, делят детей на группы от 3 до 5 и от 5 до 7 лет. Такую практику, например, использует детский сад № 165 (пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 165б), где воспитанники поделены на 7 возрастных групп.
Победительница конкурса «Воспитатель года» и педагог детского сада № 165 Ольга Петрова отмечает, что в разновозрастных группах происходит естественное саморазвитие старших и младших детей. «Старшие дети заботятся о младших, помогают одеваться, накрывают на стол, убирают игрушки, в присутствии малышей они остро ощущают свою нужность, полезность, чувствуют ответственность за них, что является важной основой нравственного воспитания. В свою очередь младшие дети ценят внимание старших и стремятся им подражать, они видят в старших смысл своего роста и развития, многому учатся, чувствуют себя защищенными. Кроме того старшие дети, обучая младших, лучше осознают собственные знания, умения и имеют возможность их совершенствовать», — рассказала воспитатель.
Работа с разновозрастными группами, отмечают в пресс-службе управления, во многом отличается от «стандартной». В детсадах с группами по возрастам выстраивается оптимальный и усредненный вариант режима. Так, младшие дети пораньше ложатся спать и последними просыпаются. Кроме того, помещение каждой группы оборудовано с учетом потребностей детей разных возрастов: установлена мебель разного размера, есть игрушки и пособия для всех воспитанников. Особое внимание уделено материалам для конструирования и самостоятельного изготовления поделок.
Занятия по отдельным направлениям могут проводиться одновременно для всех детей. Например, если дети делают аппликации, то старшие вырезают детали, а младшие воспитанники клеят их на листок.
Руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова: «Разновозрастные группы не только имеют очевидный воспитательный и образовательный эффект, но и увеличивают шансы семьи устроить ребенка в желаемый детский сад. Следует отметить, что комплектование разновозрастных групп производится после составления специальной образовательной программы, которая учитывает интересы всех ребятишек разного возраста, объединенных в одном коллективе».