С 15 по 20 сентября в Красноярске пройдут гастроли московского театра «Кремлевский балет». Труппа представит три спектакля — «Эсмеральда», «Снегурочка» и «Руслан и Людмила». А в завершение гастролей даст гала-концерт с участием студентов Красноярского хореографического колледжа. Этих ребят художественный руководитель «Кремлевского балета» народный артист России Андрей Петров знает не понаслышке — лучших из них он год назад посмотрел в Красноярске на I Всероссийском конкурсе артистов балета им. Г. Улановой, где был председателем жюри.
Уровень не снизился
Нас здесь так гостеприимно принимали, — улыбается Андрей Борисович, — все было настолько хорошо организовано, что мы в жюри сошлись в единодушном желании, чтобы этот балетный конкурс получил постоянную прописку в Красноярске. Не вижу причины, чтобы поменять место проведения конкурса, как это поначалу предполагалось.
До него балетные конкурсы в России не проводились больше двадцати лет. Уровень молодых артистов балета в стране за этот срок не снизился?
Вы знаете, у нас одна конкурсантка настолько великолепно делала пируэты, что в былые годы это восприняли бы как сенсацию. А сегодня такое уже в порядке вещей — техника ведь все время совершенствуется, и за 20 лет балет ушел далеко вперед, его эстетика изменилась полностью. И, что отрадно, первый конкурс показал, что школа русского балета
С уважением к автору
Вы упомянули, Андрей Борисович, что эстетика балета за последние два десятка лет изменилась полностью. А вас не смущает, что в классический балет все чаще и чаще вплетаются элементы модерна?
Нет, не смущает. Да, модерн-балет активно развивался на протяжении всего XX века. И к концу столетия довольно основательно наметилась его связь с классическим танцем. А в XXI веке, как мне кажется, современный танец в своих лучших образцах вообще сольется с классическим балетом. Благодаря чему классический балет сделает большой шаг вперед. Ведь в чем универсальность системы классического танца? Она доведена до очень высокой степени абстракции, вследствие чего в нее могут вливаться другие течения — танец-модерн, современный бытовой танец, латиноамериканские танцы, народные и т. д. А конечная цель искусства — отражение современности, сегодняшнего взгляда на жизнь. И поэтому, думаю, сочетание классики и модерна позволит лучше, органичнее, без фальши отразить переживания наших современников.
Но иногда современная режиссерская трактовка классического произведения полностью переворачивает его смысл, не находите?
Что ж, об этом можно только сожалеть. И в качестве такого печального примера могу назвать оперу «Евгений Онегин» в Большом театре в постановке Дмитрия Чернякова. Для меня это уже не «Евгений Онегин», а
Почему?
Понимаете, я и в театрах Европы видел немало классики в современной интерпретации. Но в большинстве случаев их постановщики блистательно знают оригинал и выстраивают спектакль на
Подобные игры, на ваш взгляд, в театре недопустимы?
В театре все допустимо, если это ваше собственное произведение — делайте с ним что хотите. (Улыбается.) Поэтому, например, я не понял, почему так ругали оперу Десятникова «Дети Розенталя» в Большом театре. Это новое произведение, в современной постановке, и оценивать его нужно исходя из задумки авторов, из того, что они хотели сказать. Конечно, можно с ними спорить — но это их собственное творение, и они вправе трактовать его по личному усмотрению. Что неприменимо по отношению к классике. Вообще, в любой интерпретации, считаю, нужно прежде всего с уважением относиться к позиции автора.
Новые балеты востребованы
Вы и сам как балетмейстер начинали с постановки новых произведений, не так ли?
Я и сейчас стараюсь ставить
В результате в российских театрах
Естественно, что публика в первую очередь идет на балеты Чайковского и Прокофьева — это же классика, основа нашего театра. И потом, сейчас многое диктует касса — с чем тоже приходится считаться. Она и прежде определяла жизнь театра, но в меньшей степени: например,
А сегодня все зависит исключительно от коммерческого успеха?
Вы знаете, если новый балет поставлен интересно, он тоже привлечет внимание публики — пусть, возможно, и не сразу. Сужу по очень тяжелому залу нашего «Кремлевского балета» — на 6 тысяч мест, это самый большой зал в Европе, и заполнить его сложно. Тем не менее у нас очень высокий процент заполняемости зала — в среднем 85 процентов. Я подчеркиваю, в среднем. Это значит, что на каждом пятом спектакле у нас аншлаг. Да, в первую очередь благодаря классике — она всегда собирает полные залы. Но когда и на новые спектакли приходит по
Какие из новых балетов в вашем театре наиболее востребованы у публики?
Например, «Иван Грозный» Сергея Прокофьева в постановке Юрия Григоровича, «Наполеон Бонапарт» Тихона Хренникова — притом что они довольно сложные для восприятия. Кстати, мы их не раз вывозили за границу, и они там пользуются не меньшим успехом, чем «Спящая красавица» или «Лебединое озеро». Очень хорошо принимают — и в России, и за рубежом — наш детский спектакль «Том Сойер» на музыку Овсянникова. Понимаете, главное — в качественной постановке и в разумном балансе. Если весь репертуар театра будет состоять только из современных балетов, привлечь внимание публики к ним будет гораздо сложнее, нежели если в нем также будет представлена классика.
«Участие в шоу — не криминал»
Андрей Борисович, а насколько отличается репертуар наших балетных трупп от западных?
Чайковского ставят повсеместно. У крупных европейских и американских театров широкая репертуарная палитра, где можно увидеть произведения разных форм. Но у большинства западных трупп много одноактных спектаклей — зрители там любят изысканность хореографических форм, подчас бессюжетных. А нашу публику просто танцы мало интересуют — она любит переживания, приходит в театр посмотреть
Насколько, на ваш взгляд, привлечению публики в театр способствует светский, модный, или, как сегодня говорят, гламурный образ артистов балета — например, Волочковой или Цискаридзе?
Если честно, меня уже подташнивает от слова «гламур». Прежде его никогда не употребляли, и для меня оно
А вот Волочкову и Цискаридзе я бы разделил. У всех разные задачи, и участие в шоу — не криминал. Но Коля много отдает искусству, он на очень хорошем профессиональном уровне. И участвуя в
Будущее школы — под вопросом?..
Вы руководите «Кремлевским балетом» уже почти двадцать лет. Труппу пополняете в основном за счет выпускников профессиональных балетных училищ?
Я сам преподаю в Московском хореографическом училище, и набор у нас прежде всего оттуда. Хотя нередко приходят выпускники и из частных балетных школ. Но их уровень пока оставляет желать лучшего —
То есть учить пока есть кому?
К счастью, да — золотая жила одаренных педагогов, как и талантливых артистов, у нас еще не иссякла. Это же естественный процесс: после того как закончил танцевать и если есть педагогические способности, человек идет учить других. У нас много молодых талантливых педагогов. Хотя, увы, финансовое обеспечение нашей балетной школы оставляет желать лучшего — преподаем мы там не ради заработка. Вопрос, как долго это еще будет продолжаться?.. А частные балетные школы в России пока еще только развиваются. И мы предпочитаем взять в труппу артиста из провинциального профессионального училища, нежели из частной балетной школы в Москве.
А как обстоит дело с набором студентов? Такое ощущение, что наше государство сейчас не заинтересовано в балетном искусстве — выпускникам хореографических училищ отменили отсрочку от армии.
Может быть, время сейчас более страшное, чем во Вторую мировую войну, когда артистам балета в СССР давали отсрочки от армии?.. И не только артистам балета — тогда ценили специалистов во всех областях. А сейчас у нас их разве ценят?
Вам служить не довелось?
Бог миловал. (Улыбается.) Хотя у нас в Московском хореографическом училище была своя «дедовщина», суровая дисциплина — на себе испытал. Если даже студент был старше тебя всего на год, ты должен был ему полностью подчиняться. Обязательно первым здороваться.
Цыганский темперамент?
Вероятно. В жизни мне было очень непросто с моим характером.
А в профессии?
А на сцене он, пожалуй, помогал. Во всяком случае, я танцевал все характерные танцы.
В балет — «по блату»
Кстати, Андрей Борисович, а почему вы предпочли пойти по стопам отца, балетного артиста, а не матери, актрисы цыганского театра «Ромэн»? Сыграли свою роль балетные данные?
Трудно сказать, были они или нет, — вообще считаю, что в училище меня приняли «по блату», как представителя творческой династии. (Смеется.) Но, как ни странно, из таких вот «блатных» зачастую
Так вы попали в балет…
Да, и оттанцевал на сцене Большого театра ровно 20 лет. И тогда же начал ставить сам. Выпустил в Большом пять балетов и к 11 оперным спектаклям делал хореографию. Причем сцены были очень большие — например, в «Ифигении в Авлиде» Глюка мы чуть ли не
Кроме Юрия Николаевича Григоровича у кого еще учились?
Меня многому научил Борис Александрович Покровский. Мы с ним часто разговаривали, и
Цыганские корни
С драматическими театрами часто сотрудничали?
Спектаклей пять подготовил. Дружил со многими драматическими актерами, но ставить в драме я не стремился. Заниматься с ними пластикой очень трудно. Приходится отдавать много времени и сил, а взамен получаешь очень мало. Так же как и в кино — я делал для нескольких фильмов
Цыганская тема у вас также вылилась и в балетной постановке — в «Эсмеральде».
В
А в чем была трудность?
Понимаете, другим классическим балетам, за которые брались великие мастера вроде Петипа, очень повезло — они их адаптировали даже не столько для своих современников, сколько для следующих поколений зрителей. А «Эсмеральда» Жюля Перро в том виде, в котором она дошла до наших дней, никак не могла меня удовлетворить. Например, в результате царской цензуры в балете запретили трагический финал — он заканчивался свадьбой Эсмеральды и Феба, можете себе представить? (Смеется.) Феб выздоравливал, Эсмеральду прощали — счастливый конец. Мне это ставить не хотелось. Поэтому
Досье «ВК»
Андрей Борисович Петров, народный артист России
Художественный руководитель «Кремлевского балета» (с 1990 года), балетмейстер, профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
Родился 27 декабря 1945 года в известной московской балетной семье танцовщиков, педагогов, хореографов. Окончил в 1965 году Московское хореографическое училище. 20 лет выступал на сцене Большого театра, в его репертуар входило около 50 сольных партий. Среди них — Кот в сапогах в «Спящей красавице», Лоренцо («Ромео и Джульетта»), сеньор Помидор («Чиполлино»), Ганс («Жизель») и др.
В 1977 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа. Начинал под руководством Юрия Григоровича и до сих пор остается его единомышленником и последователем. Что проявилось уже в первых постановках Петрова
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»