Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Автостимуляция

Автостимуляция

07.12.2009
4

Государство выкупит старые машины, чтобы помочь российскому автопрому

Все-таки многие советские мультики создавались совсем не для детей. Ну что, к примеру, в мультсериале про Простоквашино детского? Мальчик, который убежал из дома и стал жить с животными? Отличный «пример» для подрастающего поколения. А фразочки? «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас на это денег нет!»

Всё в утиль

Владельцы отечественных авто дождались. Когда-то у них были деньги, чтобы купить машину русского производства. Теперь настало время ее продать. За хорошие деньги причем. Государство в очередной раз решило поддержать отечественный автопром и разработало очередную программу стимулирования рынка.

С инициативой утилизации машин старше десяти лет выступил в марте премьер-министр Владимир Путин. Федеральные министерства начали в срочном порядке готовить почву: Министерство природных ресурсов — говорить о том, как портят экологию старые машины, Минфин — считать, сколько тысяч рублей заплатить владельцам, Минпромторг — думать, как увязать все это с кризисом на отечественном авторынке. К слову, все справились с премьерской задачей на твердую пятерку.

В итоге суть проекта выглядит так: владелец старого авто может сдать его в утиль, условие одно — чтобы на последнего владельца транспортное средство было зарегистрировано не менее года. За это бывший обладатель машины получит сертификат на сумму в 50 тысяч рублей, который сможет использовать на покупку автомобиля отечественного производства, собранную в стране иномарку или топливо. Последнее — особенно любопытно. Изначально предполагалось утилизировать только русские машины, но в конечном счете решили, что сертификат можно получить и за старенькую иностранную машину.

Стоит признать, что сумма в 50 тысяч рублей по меньшей мере заставляет задуматься. К примеру, самая захудалая иномарка, пусть и 1995 года выпуска, явно стоит дороже. С русской «пятеркой», десять лет отъездившей по нашим дорогам, еще куда ни шло — она примерно так и стоит, но если машина иностранного производства — сдавать ее в утиль уже невыгодно.

— Выдача премий за утилизацию — практика, принятая во многих странах Европы, — отметил начальник отдела Минприроды по взаимодействию с общественностью Николай Гудков. — Правда, наша идея о выдаче сертификатов на покупку топлива и отечественных автомобилей является, насколько нам известно, новаторской даже для европейских стран. Это поможет преодолеть кризис на рынке отечественных автомобилей.

20 млн. старичков

Такой же новаторской системой уже какое-то время пользуются в Германии. Там продажи их «отечественных» авто резко метнулись вверх. Но только сумма компенсации за старый автомобиль там составляет 2500 евро, да и сравнивать достижения автопрома двух стран не имеет смысла. Для примера: в США, где работает подобная программа, за автохлам можно получить до 4500 долларов.

По данным Министерства внутренних дел, в России сейчас около 20 млн автомобилей старше десяти лет. Минприроды дает свои цифры — 400 тысяч авто в стране не сняты с учета и попросту брошены владельцами. Они стоят на свалках, во дворах, на обочинах дорог.

Насколько будет популярен проект утилизации, власти решили проверить на базе нескольких регионов. Красноярский край — как модель всей страны — в этот список попал. С 1 января 2010 года по 1 января 2011-го «автоутиль» откроет свои двери для жителей края. Также пункты по приему старых автомобилей откроются в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Приморском краях, Свердловской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Нижегородской, Новосибирской, Ленинградской, Калининградской, Ульяновской и Калужской областях, а также республиках Татарстан, Башкирия и Удмуртия.

— Запуск «пилотного проекта» позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой — стимулировать обновление автопарка, — рассказывает директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов.

«Пилотная» система понятна — прошлое ноу-хау властей по поддержке отечественного автопрома успешно провалилось. Вспомните льготные автокредиты, по которым государство обязалось взять на себя половину суммы переплаты. Теперь, видимо, рисковать не стали. В течение года посмотрят, как дело пойдет, а при неудачных результатах незаметно забудут, как это сделали с льготным автокредитованием.

По словам Рахманова, в следующем году в рамках проекта по утилизации планируется продать до 200 тысяч новых машин. Получается, что эта программа может обойтись государству в 10 млрд рублей. И, видимо, чиновники верят ее успех гораздо сильнее, чем в кредитование. На льготные покупки в этом году выделено всего 2 млрд, и в планах на начало года стояла продажа 150 тысяч автомобилей.

Хотя откуда такая уверенность? С утилизацией-то дело обстоит намного сложнее, чем с кредитами. Там хоть банки были, которые всю работу брали на себя. А где будут хранить и перерабатывать старые автомобили? Во сколько обойдется утилизация одной машины? До старта проекта в крае осталось ровно 30 дней, а ответов на эти вопросы пока нет.

Комментарии

Всеволод Севастьянов, депутат ЗС, зампредседателя комитета по экономической политике:

— Очень скептически отношусь к этой инициативе. 50 тысяч, которые гарантирует сертификат, будут нужны лишь тем, кто собрался покупать новый автомобиль. Эти деньги, конечно, будут не лишние. Но для меня существенно, что та категория граждан, которая ездит на старых «Жигулях», а кто-то еще даже на «Москвичах», находится не в лучшем финансовом состоянии. Им накопить, чтобы купить автомобиль даже с помощью сертификата, достаточно сложно. Если проект рассчитан на эту категорию — благое дело, но возможностей у таких людей немного. Так что, думаю, сдача автомобилей не приобретет массовый характер. Однако есть один плюс. Он касается того, что старые автомобили нужно куда-то девать, и от какой-то части старых машин мы, конечно, избавимся. Но забот будет много — нужно создавать специальные пункты, специальную технику. В частные руки отдавать такие пункты или нет — вопрос спорный. Мы уже отдали металлолом в частные руки, остались без проводов, без крыш. Все зависит от того, как процесс организует власть. Кому сейчас нужен металлолом? Заводам, которые его перерабатывают. Вот посмотреть на эти предприятия, поговорить с ними. Если им нужно, пусть создают при себе пункты — и им плюс, и программа будет толком работать.

Евгений Арнаутов, руководитель пресс-службы ГИБДД по Красноярскому краю:

— Машин, которым свыше 10 лет, в крае очень много, соответственно, они не отвечают основным требованиям безопасности. Поэтому стимулирование государством спроса приведет к обновлению автопарка на дорогах и повышению уровня безопасности дорожного движения. Каким образом машины будут утилизироваться, пока неясно. Для ГИБДД в документальном плане оформления ничего не изменится. Сейчас у нас есть процесс, который называется «утилизация автотранспортного средства». Получается справка, где написано, что машина утилизирована. Скорее всего, когда проект заработает, автовладелец с этой же справкой будет приходить в специально созданную госорганизацию, где сможет получить сертификат. Конечно же, самому владельцу по-хорошему нужно машину привозить куда-то, но для этого нужна специальная территория, на которой старые машины будут складироваться, уничтожаться. Пока такой территории в том же Красноярске нет.

Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев:

— Работать программа, безусловно, будет. Сейчас в крае, по моим данным, около 100 тысяч автомобилей стоимостью меньше 50 тысяч рублей. Следовательно, эти 100 тысяч владельцев — первые претенденты на получение сертификата. Но я сразу вижу много проблем. Подозреваю, что вполне возможна некоторая система мошенничества и коррупции. Например, массовая скупка старых авто, за определенные вознаграждения сотрудникам ГИБДД в ПТС ставится нужная дата покупки, и после машины сдаются в утиль. Еще один момент — насколько оперативно будут возвращены деньги автосалонам, насколько им будет выгодно работать по такой схеме. И еще один вопрос — не будут ли эти самые салоны ставить сверхцену — на 30-50 тысяч больше обычной, — чтобы подстраховаться от возможных убытков? Но все-таки плюсов больше, чем минусов. Единственный момент — эту программу нужно было вводить хотя бы год назад, когда и у государства, и у граждан были деньги. Когда можно было легко взять кредит, тем более с таким сертификатом. Так что программа опоздала как минимум на год.

Александр Песегов, руководитель отдела маркетинга Рено-центра «Атлант»:

— Очень хочется верить в лучшее, что программа заработает, как планируется. Все будет хорошо, если каждая мелочь будет расписана тщательно и процессуально выдача сертификатов, их обмен и получение автомобилей будут проходить как положено.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать