Государство выкупит старые машины, чтобы помочь российскому автопрому
Всё в утиль
Владельцы отечественных авто дождались.
С инициативой утилизации машин старше десяти лет выступил в марте премьер-министр Владимир Путин. Федеральные министерства начали в срочном порядке готовить почву: Министерство природных ресурсов — говорить о том, как портят экологию старые машины, Минфин — считать, сколько тысяч рублей заплатить владельцам, Минпромторг — думать, как увязать все это с кризисом на отечественном авторынке. К слову, все справились с премьерской задачей на твердую пятерку.
В итоге суть проекта выглядит так: владелец старого авто может сдать его в утиль, условие одно — чтобы на последнего владельца транспортное средство было зарегистрировано не менее года. За это бывший обладатель машины получит сертификат на сумму в 50 тысяч рублей, который сможет использовать на покупку автомобиля отечественного производства, собранную в стране иномарку или топливо. Последнее — особенно любопытно. Изначально предполагалось утилизировать только русские машины, но в конечном счете решили, что сертификат можно получить и за старенькую иностранную машину.
Стоит признать, что сумма в 50 тысяч рублей по меньшей мере заставляет задуматься. К примеру, самая захудалая иномарка, пусть и 1995 года выпуска, явно стоит дороже. С русской «пятеркой», десять лет отъездившей по нашим дорогам, еще куда ни шло — она примерно так и стоит, но если машина иностранного производства — сдавать ее в утиль уже невыгодно.
— Выдача премий за утилизацию — практика, принятая во многих странах Европы, — отметил начальник отдела Минприроды по взаимодействию с общественностью Николай Гудков. — Правда, наша идея о выдаче сертификатов на покупку топлива и отечественных автомобилей является, насколько нам известно, новаторской даже для европейских стран. Это поможет преодолеть кризис на рынке отечественных автомобилей.
20 млн. старичков
Такой же новаторской системой уже
По данным Министерства внутренних дел, в России сейчас около 20 млн автомобилей старше десяти лет. Минприроды дает свои цифры — 400 тысяч авто в стране не сняты с учета и попросту брошены владельцами. Они стоят на свалках, во дворах, на обочинах дорог.
Насколько будет популярен проект утилизации, власти решили проверить на базе нескольких регионов. Красноярский край — как модель всей страны — в этот список попал. С 1 января 2010 года по 1 января
— Запуск «пилотного проекта» позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой — стимулировать обновление автопарка, — рассказывает директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов.
«Пилотная» система понятна — прошлое
По словам Рахманова, в следующем году в рамках проекта по утилизации планируется продать до 200 тысяч новых машин. Получается, что эта программа может обойтись государству в 10 млрд рублей. И, видимо, чиновники верят ее успех гораздо сильнее, чем в кредитование. На льготные покупки в этом году выделено всего 2 млрд, и в планах на начало года стояла продажа 150 тысяч автомобилей.
Хотя откуда такая уверенность? С
Комментарии
Всеволод Севастьянов, депутат ЗС, зампредседателя комитета по экономической политике:
— Очень скептически отношусь к этой инициативе. 50 тысяч, которые гарантирует сертификат, будут нужны лишь тем, кто собрался покупать новый автомобиль. Эти деньги, конечно, будут не лишние. Но для меня существенно, что та категория граждан, которая ездит на старых «Жигулях», а
Евгений Арнаутов, руководитель пресс-службы ГИБДД по Красноярскому краю:
— Машин, которым свыше 10 лет, в крае очень много, соответственно, они не отвечают основным требованиям безопасности. Поэтому стимулирование государством спроса приведет к обновлению автопарка на дорогах и повышению уровня безопасности дорожного движения. Каким образом машины будут утилизироваться, пока неясно. Для ГИБДД в документальном плане оформления ничего не изменится. Сейчас у нас есть процесс, который называется «утилизация автотранспортного средства». Получается справка, где написано, что машина утилизирована. Скорее всего, когда проект заработает, автовладелец с этой же справкой будет приходить в специально созданную госорганизацию, где сможет получить сертификат. Конечно же, самому владельцу
Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев:
— Работать программа, безусловно, будет. Сейчас в крае, по моим данным, около 100 тысяч автомобилей стоимостью меньше 50 тысяч рублей. Следовательно, эти 100 тысяч владельцев — первые претенденты на получение сертификата. Но я сразу вижу много проблем. Подозреваю, что вполне возможна некоторая система мошенничества и коррупции. Например, массовая скупка старых авто, за определенные вознаграждения сотрудникам ГИБДД в ПТС ставится нужная дата покупки, и после машины сдаются в утиль. Еще один момент — насколько оперативно будут возвращены деньги автосалонам, насколько им будет выгодно работать по такой схеме. И еще один вопрос — не будут ли эти самые салоны ставить сверхцену — на
Александр Песегов, руководитель отдела маркетинга Рено-центра «Атлант»:
— Очень хочется верить в лучшее, что программа заработает, как планируется. Все будет хорошо, если каждая мелочь будет расписана тщательно и процессуально выдача сертификатов, их обмен и получение автомобилей будут проходить как положено.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»