Главная
>
Статьи
>
Как приучить ребенка к чтению: советы детских писателей

Как приучить ребенка к чтению: советы детских писателей

21.12.2009
1

Они — участники «Красноярской ярмарки книжной культуры-2009», удивительные люди, коллеги по творчеству и большие друзья по жизни. Они — убеленные сединами классики и они же — озорные, немного по-детски наивные мальчишки. Они награждены дипломами имени Г.-Х. Андерсена, одной из самых престижных в мире наград, которой удостаиваются детские писатели. Знакомьтесь: Сергей Махотин и Михаил Яснов.

Как писатели становятся детскими?

М.Яснов и С.Махотин, фото с сайта www.krupaspb.ru«Город Детства»: — Самый логичный первый вопрос к детским писателям: как писатели становятся детскими?

Сергей Махотин: — И это хороший вопрос, ведь если взрослыми писателями рождаются, то детскими именно становятся. Каждый автор приходит в детскую литературу своим путем. Я, когда впервые написал что-то для детей, вдруг почувствовал себя абсолютно счастливым человеком. Это такая радость, когда ты нашел свою интонацию, и не надо никому подражать.

«Город Детства»: — Влияет ли появление собственных детей на творческий процесс?

Михаил Яснов: — Бывает по-разному. Конечно, когда свой ребенок появляется, он начинает работать на тебя. Но я, например, начал писать еще до того, как у меня сын родился, и Сережа тоже. У каждого свой вариант. Сережа только что сказал очень точно: он почувствовал себя счастливым, когда начал писать для детей. Понял, что пишет так, как хочет, никому не подражая, и становится единственным владельцем этого голоса, понимаете? У меня была другая история. Меня не печатали как взрослого поэта в связи с разными обстоятельствами, а мне ужасно хотелось играть в слова. И когда я начал что-то изобретать, то вдруг увидел, что получаются стихи не взрослые, а детские, игровые. Я тоже почувствовал себя счастливым, потому что понял, что вот здесь игра выходит, и я вижу аудиторию, к которой эта игра обращена. Но это один из возможных путей. Я знаю немало примеров: появляется ребенок, родитель начинает ему что-то рассказывать или писать, и из этого рождается литература. Или когда пишут в память об умершем ребенке — масса примеров в русской классической литературе. Может быть как угодно. Ребенок, детство — все равно в тебе присутствуют как память, как реальный ребенок, как ребенок, который в тебе, он все равно присутствует, но пути к нему могут быть абсолютно разными.

Детская литература сегодня

«Город Детства»: — Как вы оцениваете состояние детской литературы в России сегодня?

Сергей Махотин: — Оптимистично, хотя не так давно Юрий Поляков публично заявил, что детской литературы сегодня в России нет. Мы с ним абсолютно не согласны.

Михаил Яснов: — Конечно, мы потеряли, как минимум, два поколения читающих детей, когда в 90-х практически перестали издаваться детские книжки. Тогда детская литература почти умерла, а сейчас все меняется к лучшему. Не так быстро, как нам бы хотелось, но если сравнить с ситуацией десятилетней давности, даже факт нашего приезда сюда уже говорит сам за себя. Сегодня появилось и появляется очень много новых замечательных авторов.

Сергей Махотин: — А совсем скоро в «Детгизе» выходит сборник, который объединяет молодых писателей не только петербургских, но и российских. Такие события позволяют дать молодым авторам ориентиры, создать атмосферу творческую, показать, что все мы единомышленники, что в детской литературе, в общем-то, нас немного, но ЕСТЬ.

Родитель-читатель

«Город Детства»: — Я очень рада, что появляются новые авторы, но рядовому читателю довольно трудно определиться, и родители в письмах часто спрашивают, что читать ребенку.

Михаил Яснов: — Очень хорошо, что есть такие родители, которые спрашивают, что читать. Во-первых, есть те, кто хотят читать, во-вторых, у них есть проблема выбора — это очень важно. Но я вас уверяю, что таких родителей на общем фоне очень мало, к сожалению.

Сергей Махотин: — Многие родители — здесь, на ярмарке, это особенно видно — покупают те книги, к которым сами в детстве привыкли: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Маршак. Вот эти четыре имени они знают и знакомят с ними своих детей, что, в общем-то, тоже хорошо...

Михаил Яснов: — Даже замечательно. Другое дело, что продуцируется одно и то же время. При всей огромной любви ко всем перечисленным персонажам нашей литературы это люди первой половины ХХ века. А сейчас мир другой, все по-другому устроено, психология другая.

Сергей Махотин: — Злая сатира Михалкова и Агнии Львовны сейчас не играет, потому что в ней реалии другие.

Михаил Яснов: — И потом, советской атрибутики, которая не плохая и не хорошая, а просто советская, — ее нет, в этой жизни нет. Обратите внимание, что касается, например, Агнии Барто. Я ее очень люблю, она много сделала замечательного, но ведь у нее работают сейчас только дошкольные стихи, школа не работает. У Михалкова та же самая история — дошкольные стихи сегодня живут, а школьные нет. «Дядю Степу» еще читают, потому что...

Сергей Махотин: — Родители хорошо помнят...

Сергей МахотинМихаил Яснов: — Но покажите мне ребенка, который бы сказал: хочу «Дядю Степу».

Сергей Махотин: — В радиопередаче «Пегасик» я недавно ставил стихотворение Квитко «Анна Ванна, наш отряд хочет видеть поросят», и так написано хорошо!

Михаил Яснов: — Блестяще!

Сергей Махотин: — Но совершенно непонятно для современного ребенка: почему отряд? какой бригадир?

Михаил Яснов: — И таких стихов ведь очень много. Мы сейчас издали в «Детгизе» стихи замечательного ленинградского поэта Сергея Васильевича Погореловского, мы с Сережей хорошо его знали. Книжка открывается стихотворением «Подшефник», написано в 1933 году, блестяще написано, читать — одно удовольствие. Но кто знает, что такое подшефник, кто это такой, почему надо было коня растить для Красной Армии, понимаете? И огромный архипелаг детской поэзии стоит на этих советских китах.

«Город Детства»: — А как же Корней Иванович?

Михаил Яснов: — Корней Иванович — самый гениальный детский поэт. Я не знаю, каким чутьем он угадал, но у него ни одной строчки про советскую действительность просто нет. То есть, она есть, закамуфлированная, как в «Мухе Цокотухе», предположим, или в «Тараканище», или в каких-то других вещах, но ведь реалий-то нет. Поэтому с таким удовольствием и читают. Реалии есть в трех его произведениях — «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Крокодил», но это ведь как черепки на раскопках: вот здорово, была такая цивилизация, такой умывальник, такой крокодил интересный, такие галоши, которые, слава богу, не относятся к советской власти. Поэтому Чуковского все так читают, поэтому он такой любимый. Не говоря уже о фольклорных его мотивах, о ритме, об интонации, об удивительных психологических нюансах.

Сергей Махотин: — Советские реалии совершенно топят такие замечательно написанные стихи: «Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру». Прекрасно, звонко, здорово, энергично, но про что это? А это про то, что мы хотим испортить экологию.

Михаил Яснов: — Или мое любимое стихотворение «Дети нашего двора, вы его хозяева, во дворе идет игра в конницу Чапаева». Покажите мне эту конницу, кто сейчас в это играет? А ведь написано блистательно.

Что почитать?

«Город Детства»: — Что вы порекомендуете читать детям, каких современных авторов?

Сергей Махотин: — Если бы я переехал в новую квартиру, где нет никаких книг, то я бы купил стихи Марины Бородицкой.

Михаил Яснов: — Если говорить о стихах — конечно, Марина Бородицкая. Конечно, Тим Собакин. Конечно, Андрей Усачев.

Сергей Махотин: — Андрюша — великий выдумщик, мало есть в литературе таких людей, таких выдумщиков, как Усачев. У него столько идей. Каждая новая книжка — это такой подарок.

Михаил Яснов: — Безусловно. Но ведь можно называть еще много имен, например, я очень люблю Петра Синявского — замечательный, тоже страшно игровой, смешной.

Сергей Махотин: — Причем мы называем книги, которые доступны, которые можно пойти и купить.

«Город Детства»: — То есть, изданные хорошими тиражами?

Михаил Яснов: — Какие у нас хорошие тиражи? Максимум семь тысяч... Но, тем не менее, они вполне доступны. Недоступна, например, Людмила Фадеева, петербургский поэт. Она пишет стихи о младших школьниках, совершенно изумительные стихи.

Сергей Махотин: — Проникновение в мир маленького героя удивительное.

«Стою на сцене, зал затих,
а я молчу — не вспомнить стих,
стою и думаю о том,
сейчас реветь или потом?»

Они очень смешные и в тоже время очень трогательные и очень точные. Но не издаются.

Михаил Яснов: — Вообще, с детскими стихами, с одной стороны, вроде полегче стало, действительно что-то издается, с другой стороны — много макулатуры, совершенно невероятной, какие-то появляются неведомые люди с зарифмовками. У меня есть один пример, который я всем читаю. Не буду называть имени, один московский поэт, у которого есть такие четыре строчки из какой-то его азбуки: «Был на море, плюнул в воду, не попал — полно народу». Мы начинаем горько смеяться, читая такие опусы.

«Город Детства»: — Это было опубликовано?

Михаил Яснов: — Да! А есть замечательные авторы, и список можно продолжать и продолжать.

Кому доверять?

Михаил Яснов«Город Детства»: — В таком случае, может быть, читателю проще ориентироваться по издательству? Есть издательства, которым вы доверяете, кроме «Детгиза»?

Михаил Яснов: — «Самокат», безусловно, «Самокат» — замечательный! И «Розовый жираф»!

Сергей Махотин: — То есть, выпускаются действительно штучные вещи, сделанные любовно, вручную, безошибочно, каждая их книга — это событие.

Михаил Яснов: — Я назвал бы одно издательство, но, вы знаете, как у всякого большого издательства, у них бывают книги проходные. А вообще они довольно точно работают. Это «Стрекоза» московская. «Стрекоза» последние пару лет, а может, даже и больше, издает очень хорошие хрестоматии для детей. Я за этим слежу и вижу, что у них очень хороший подбор авторов и произведений, стихов и прозы, классики и современной литературы. «Стрекоза» очень симпатична. Иногда очень неплохие книжки издает «Дрофа плюс», но тоже много проходного.

Сергей Махотин: — Очень много зависит от редакторов, их почти не осталось, тех замечательных редакторов, которые работали в детской прессе. Когда в «Дрофу» пришла Леокадия Яковлевна Либет, которая много-много лет отработала в московском издательстве детской литературы, «Дрофа» просто преобразилась, стала выпускать такие замечательные книги, целые поэтические серии.

Михаил Яснов: — Да, Леокадия Яковлевна придумала серию «Посиди, послушай», в которую мы с Сережей тоже вошли. Это была замечательная серия малышковых стихов, классически сделанная, как надо. А вот, например, не так давно в издательство «Эгмонд» пришла Нина Михайловна Иманова, которая там просто расцвела, и делает сейчас очень хорошие любопытные серии. Наш друг Артур Гиваргизов как раз вчера рассказывал о серии «Разноцветный квадрат». Долгие годы в «Детгизе» работала Дора Борисовна Колпакова, которая просто на своих плечах несла детскую литературу.

Михаил Яснов: — Но, к сожалению, институт редактуры уходит из издательств, выгоднее не иметь редактора. Зачем лишний человек, которому платить деньги?

«Город Детства»: — А как же качественная литература?

Михаил Яснов: — Как-как вы сейчас сказали, еще раз произнесите! Вот мы за это и бьемся. Мы говорим, нужна качественная литература, нужен человек, который понимает, что такое детская книга. Где вы такого человека возьмете, если, например, в нашем педагогическом университете просто вымываются с дошкольного и младшего школьного факультетов такие предметы, как история детской книги, детская книга вообще. Из стен университета выходят педагоги, которые не знакомы с детской книгой как фактом культуры. О какой литературе тогда можно говорить?

Сергей Махотин: — Необходима государственная программа «Детство», которая бы включала в себя мощную поддержку книгоиздательства, да и не только это.

«Город Детства»: — Я тоже думаю: как выживают детские издательства? «Детгиз» — монстр, понятно...

Михаил Яснов: — Нет, «Детгиз» — не монстр, там три-четыре человека в штате, что вы! Это раньше он был монстром, а сейчас, увы, нет. В том-то вся и штука, что есть какие-то, слава богу, гранты, которые поддерживают те или иные книжки, но это отдельные книги. А вот программы поддержки, чтобы издательство могло планировать работу на пять лет вперед, чтобы понимать, куда мы движемся, кого мы хотим издать, — нет. При советской власти в этом смысле все было вполне положительно. Дора Борисовна очень любит вспоминать: когда вышла, например, книжка у Сережи Махотина, хорошая книжка, и даже еще не успела выйти, а с ним уже заключают договор на вторую, чтобы только был при издательстве, и чтобы для издательства писал. Так, конечно, может происходить либо при государственной поддержке, либо при поддержке очень мощных общественных фондов. Поэтому существование Фонда Прохорова — это уникальное явление. Попробуйте, назовите второй. Но, по сути, такая ситуация — естественная сторона бытования любой литературы, детской в том числе.

«Город Детства»: — В Европе такие же проблемы?

Михаил Яснов: — Нет, в Европе не так, в Европе по-другому все устроено.

Сергей Махотин: — Во-первых, там много проектов литературных, посвященных детству, которые осуществляет Евросоюз. Причем Евросоюз осуществляет эти проекты с участием России. Они платят за то, чтобы в России нашим детям было лучше, чтобы выходили совместные книжки, чтобы наши дети знакомились с книгами, которые издаются в Европе, и чтобы наши произведения там были известны. Много премий литературных. А у нас все по-прежнему зависит от энтузиастов, которые, слава богу, есть. Благодаря энтузиастам и мы здесь находимся. А Прохоров разве сам не энтузиаст? И Ирина Балахонова, директор издательства «Самокат», когда в 90-е у нас вообще ничего не издавалось для подростков, заполнила эту нишу такими замечательными книгами, которые были известны во всем мире. Поэтому детская литература есть!

Семейные чтения и Гарри Поттер

«Город Детства»: — Самый актуальный для родителей вопрос: как приучить ребенка к чтению?

Михаил Яснов: — Когда меня спрашивают, как научить ребенка читать, я говорю о том, что было у меня в моем маленьком детстве, когда моя семья — мама, папа, моя старшая сестра, кот Васька и я — садилась вокруг стола раз в неделю, в субботу, и вслух мы читали книжки. Очень хорошо это помню, был крохотный совсем, мне было три годика, потом, простите, папу арестовали, и все это кончилось. Вот это было очень хорошо, запало на всю жизнь. Всего-то — сесть вокруг стола раз в неделю на час, и пусть ваш маленький ребеночек рядом с вами сидит и видит, как интересно читать ту книжку, которую он выбрал. Вы не только читайте, вы еще поговорите об этом, картинки порассматривайте.

МД: — Чем хорош, например, «Гарри Поттер»? В-первых, это далеко не худшая литература, прямо скажем, не гениальная, но добротная, хорошая проза. Но главное, наши подростки стали читать, и не только «Гарри Поттера». Важно ведь запустить механизм подросткового чтения. Ага, все читают «Гарри Потера», и я хочу почитать, а теперь я еще хочу что-нибудь почитать, и поехало. А потом глядишь, из этого вырастает нечто более серьезное.

Прогноз

«Город Детства»: — Ваш прогноз по поводу будущего бумажной литературы в связи с развитием Интернета?

Михаил Яснов: — Прогнозировать очень сложно. Могли бы мы прогнозировать 10 лет назад, что будет сегодня? Бумажная книга, конечно, никуда не денется. Можно будет говорить об опасности исчезновения книги в тот момент, когда исчезнут все журналы. Я не знаю, наступит ли такой момент. Может быть, будет смещение вот в каком плане — книга станет более элитарным чтением. То есть, книга, хорошо изданная, с прекрасными рисунками, если говорить о детской литературе, да? На хорошей бумаге, дорогая — вот она может стать основным бумажным чтением, а дешевая книга может перейти в Интернет. Опять же тогда, когда Интернет станет удобен для чтения. Пока он не совсем приспособлен.

Сергей Махотин: — Держать в руках книгу — это ведь, кроме всего прочего, удовольствие, а человечество никогда не отказывалось от своих удовольствий. Поэтому книга будет всегда.

Город детства

Светлана Тетерина

Статьи

 

 

Рекомендуем почитать