Главная
>
Статьи
>
Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать

12.10.2009
5

Каждый родитель рано или поздно приходит к мысли, что его ребёнку уже пора освоить грамоту. Вдумчивый родитель покупает книгу Глена Домана, кубики Зайцева, пособие Сесиль Лупан и ещё что-нибудь до кучи. Потом долго читает и вникает. Дело-то непростое, и только потом все эти знания начинают применяться к маленькому человеку.

Самое забавное, что, как показывает практика, мало кто из родителей точно следует рекомендациям педагогов дольше месяца или двух. А потом начинается просто игра в чтение, насколько хватит родительской фантазии, как правило, вполне результативная, если её не бросать и воспринимать именно как игру, а не как обязанность. Знать о наиболее известных и эффективных методах обучения чтению, конечно, стоит, как стоит и услышать советы тех, чьи дети уже читают, как минимум, чтобы не изобретать велосипед, бегая по граблям.

Фонетический метод

Фонетический метод самый традиционный, по нему нас учили в школе. Ребёнок узнаёт буквы, потом складывает из них слоги, а из слогов уже слова. Одно из лучших современных пособий на эту тему — «Букварь» Н. С. Жуковой, нём особенное внимание уделено методике чтения слогов, ведь это главная «спотыкалочка» фонетического метода — как отдельные буквы соединяются и начинают звучать вместе.

Совет психолога Ирины Капустиной:

  • Когда вы начинаете учить ребёнка, как пишется та или иная буква, никогда не следует читать её именно как букву — только как звук. Не «эль», а «л», не «ка», а «к». Иначе у ребёнка впоследствии возникнут проблемы при чтении слов, ему не будет понятно, почему слово, которое должно звучать как «эмаэма» читается «мама». Именно в этом минус большинства столь популярных сейчас говорящих азбук, если очень хочется купить такую, ищите те, что говорят буквы, а не звуки.

  • Уделяйте особенное внимание гласным, их надо тянуть, не допускайте, чтобы при чтении ребёнок пропускал, «глотал» безударные гласные. Именно на гласных строится деление слова на слоги. Часто взрослые, объясняя уже подросшим детям, как делить на слоги, сначала пишут слово и только потом его делят, а нужно изначально действовать наоборот, это поможет почувствовать структуру слова.

  • Если у ребёнка возникли проблемы с объединением букв в слова, то есть он, к примеру, произносит не «ма», а «м, а», попробуйте попросить его произносить слог на одном долгом выдохе. Сначала мычите «м», а потом, не прекращая звука, открыть рот для «а».

Методика Зайцева

Это одна из самых популярных методик, не в последнюю очередь благодаря его замечательным кубикам. Зайцев учит детей не буквам, но и не словам, а промежуточным «складам». Склад — это пара из согласной с гласной, из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики, в свою очередь, различны по цвету, размеру и звуку, который они издают, что помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Смысл методы в том, что изначально малыши не могут прочитать слово бегло, и если они будут останавливаться после каждой буквы, то слово получится фонетически неверным, иное дело при чтении по складам: сравните сами — м-а-м-а или ма-ма. Таким образом, с помощью кубиков и таблиц прививается умение изначально читать сочетания букв.

Простой методику назвать нельзя, одна моя московская подруга перед тем как начать учить сына чтению «по Зайцеву», даже ходила на специальные однодневные курсы. В любом случае нужно внимательно прочитать книгу и вникнуть в то, что вам следует делать, иначе все жалобы на то, что вы купили кубики и таблицы, а малыш всё не читает, обращать придётся к самому себе.

Один из «плюсов» кубиков и таблиц Зайцева — на них нет не существующих в русском языке слогов, и, запомнив сочетания букв зрительно, ребёнок никогда не допустит в диктанте ошибок типа «ЩЯ», «ЖЫ», «ЧЮ» и других.

Метод Глена Домана

Не менее Зайцева известен и метод Глена Домана. Доман призывает учить детей читать раньше, чем они начнут говорить. Ребёнку, ещё не знающему букв, показывают и громко называют слова, написанные на карточках красным шрифтом буквами высотой 7 с половиной сантиметров.

Алгоритм такой: за одно занятие показывают 5 слов, каждую карточку нужно держать 1 секунду, прочитывать слово вслух и откладывать.

Постепенно количество занятий в день достигает пяти, и ваш ребёнок видит по 25 слов, причём ежедневно нужно заменять пять «старых» слов пятью новыми. Лучше не показывать за одно занятие слова, похожие по написанию. Через некоторое время можно добавлять карточки со словосочетаниями и короткими предложениями.

Метод вроде несложный, но сдаются обычно первыми родители. Изготовление кипы карточек изрядно утомляет.

Совет психолога Ирины Капустиной:

  • Считается, что для формирования так называемой врождённой грамотности к моменту, когда человек начинает писать, у него уже должно быть порядка двух лет опыта чтения. Тогда в зрительной памяти за годы накапливается информация о правильном написании слов и постановке знаков препинания.

Надо сказать, что если действительно следовать одной из этих систем, при этом наблюдая за ребёнком и делая всё, чтобы занятия ему нравились, успеха вы достигнете. Однако, как уже говорилось выше, больше чем на месяц родителей, чаще всего, не хватает. Интереснее «изобрести» своё, чем следовать жёстким наработкам. Вот несколько советов, как подстегнуть интерес к чтению и превратить урок в забавную игру не только для малыша, но и для себя, а также исправить типичные ошибки.

Советы родителей

Юля, мама Володи:

Первым делом, мечтая научить Вову читать, мы купили говорящую азбуку и просчитались: ребёнок выучил названия букв, а не звуков и приходил в ступор, когда их нужно было прочитать не отдельно, а в слове. Чтобы исправить положение, я объяснила ему разницу так: тебя зовут Владимир, это полное имя, а друзья тебя называют Вова. Так и буква, например, официально называется «эль», а в кругу друзей, других букв, стоящих с ней рядом, зовется «л». Такое объяснение ребенка устроило, и со временем путаница в обозначениях исчезла.

А потом, когда мы уже начали читать слова, я придумала игру «Поиски клада». Вначале ребёнку даётся записка, где написано, например, «стол». Он бежит к столу, там следующая записка: «комод», на комоде ещё одна и так далее. Пять-семь записок — для начала оптимальное число, а когда ребёнок находит конфету или ещё что-то, играющее роль клада, он получает заслуженное вознаграждение. Такая игра у нас была популярна примерно в 3 с половиной года.

Наташа, мама Валерии:

С младенчества в манеже у нас лежали кубики с буквами, я ей их ненавязчиво называла, и вообще показывала буквы, где только можно. К двум годам Лера знала весь алфавит, обожала проговаривать буквы на вывесках. Года в 4 прочитала первое слово. За завтраком перед ней стоял пакет с молоком, она проговорила все буквы быстро и получила слово. Сама, помнится, очень удивилась.

Ира, тётя Анюты:

Я хорошо помню, как сама в детстве учила буквы. Дома была печатная машинка, на ней работали в семье все понемногу. И мне разрешили за ней сидеть и печатать! Я чувствовала себя совсем взрослой, а родители мне рассказывали, какая буква выскочила. С моей племянницей в роли машинки выступил компьютер. Ей включали Word, делали 72-й шрифт и разрешали печатать (под присмотром, естественно). Буквы она выучила очень быстро.

Маша, мама Алины:

Я написала кучу табличек с названиями вещей и развесила по всей квартире. Гости веселятся, а иногда и выражают недоумение, а я вижу, что это действует. На кровати написано «кровать», на комоде «комод», на часах «часы» и так далее. Не сразу получалось, конечно, были забавные случаи. Смотрит, к примеру, на карточку под часами, видит букву «ч» и быстро «читает»: чи-сы. Я ей: «А какая вторая буква?» Она правильно отвечает, что «а», и так удивленно: «Что, чайник, что ли?» Также, когда что-то рисую, обязательно пишу рядом, что это: киса, заяц, дом, трава….

Настя, мама Матвея:

Мы часто играем в игры с буквами, например, видим вывеску «Салон красоты», и я говорю, что будет, если букву «с» поменять на букву «т». Или: я пишу «к…т» и мы подбираем, какие буквы, можно поставить в серединку.

Борис, папа Ильи:

Мы изучили массу рекомендаций по раннему обучению чтению, больше всего мне понравилась такая: нужно нарисовать таблицу слогов (состоящих из двух букв), где по горизонтали идут слоги с одинаковой согласной, а по вертикали — с одинаковой гласной, и повесить её на видном месте. Мы таблицу читали сначала по строкам и столбцам, а потом вразброс. Причем при чтении вразброс слоги выбирались и хаотически, и так, чтобы получались слова.

Совет психолога Ирины Капустиной:

И самое главное — желание научиться читать должно быть обоюдным. Если вы видите, что ваш трёхлетний сын или дочь ещё не готовы, что они хотят бегать и прыгать, что наука в голове не остаётся, отстаньте, не настаивайте. Для каждого ребёнка есть свой возраст готовности к чтению и то, что годом раньше дастся потом и кровью, годом позже получится само собой.

Город детства

 

Марина Шиликова, журнал «Город детства», Красноярск

 

Рекомендуем почитать