Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Вот и вырос я большой, мне уже четыре!

Вот и вырос я большой, мне уже четыре!

08.12.2009
0

Дети этого возраста обладают поистине огромными способностями к обучению и возможностями для развития. Это то время, когда нужно сделать первый шаг к спорту, музыке или творчеству. Что же принесет ребенку пользу, а что может навредить — в этом нам помогут разобраться тренеры и педагоги.

Если ребенок посещает детский сад, то он получает там и необходимые физические нагрузки, и начальные навыки рисования, лепки и музыки. А дополнительные занятия, которые выбирают для него родители, уже, как правило, узкоспециальны. Когда ребенок воспитывается дома, посещение групп развития и дополнительных занятий становится необходимостью. Выбор зависит от вашей мобильности — можете ли вы с малышом свободно передвигаться по городу — и финансовых возможностей, так как услуги для дошколят платные (бюджетные места в музыкальных школах, школах искусств предоставляются с 7-10 лет). Итак, чем можно и нужно заняться в Красноярске с четырехлетним ребенком?

Спорт

Малоподвижные дети, предпочитающие «сидячие» развлечения, телевизор или компьютер, к 14-15 годам нередко приобретают целый букет болезней: близорукость, сколиоз, сердечную недостаточность и т.д. И выход только один — привычку заниматься физкультурой надо прививать детям с первых лет жизни. Главный вопрос, который волнует родителей, в каком же возрасте следует начинать занятия спортом, и какой вид выбрать? Одни считают, детей надо отдавать в секции как можно раньше, чтобы добиться высоких результатов.

— На спортивную акробатику и прыжки на акробатической дорожке, батуте мы набираем детей с четырех лет — это оптимальный возраст для развития гибкости, — говорит зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУДОД «СДЮСШОР «Спутник» Татьяна Янковская. — Раньше этого делать не нужно, но и позже 6 лет — не желательно, т.к. ребенку нужно будет прилагать больше усилий для развития данного качества, если у него нет «природной гибкости». Отдавая ребенка на акробатику или гимнастику, не нужно сразу стремиться к результату. Возможно, скоро выяснится, что в этих видах спорта он не станет успешным. Но именно они дают базу для развития ребенка, после них, с выработанной координацией движений, силой, гибкостью и ловкостью, ребенок легко перейдет либо в другие виды спорта, либо в танцы. К счастью, большинство родителей это понимают. У нас был случай, когда девочка, мастер спорта по акробатике, в 15 лет перешла в борьбу, и там стала мастером спорта России международного класса. А знаменитый Валерий Терёшкин — мастер спорта СССР международного класса по спортивной акробатике является воспитанником нашей школы.

— Лучшие виды спорта для первоначальной общефизической подготовки — художественная гимнастика для девочек, плавание — для девочек и мальчиков, — считает генеральный директор спортивной школы «Энергия» Кирилл Буравлев. — Мы берем детей на гимнастику с 6 лет, на плавание — с 8-ми. Плаванием можно заниматься и раньше, даже с грудного возраста, это зависит от наличия бассейна, но я считаю оптимальным возраст 5 лет. Максимум через два года, а в гимнастике через год, станет понятно, получится ли из вашего ребенка спортсмен — для этого есть нормативы, показатели, учитываются и индивидуальные физиологические особенности. У нас школа олимпийского резерва, и если ребенок не показывает результат, мы его отчисляем, но в других спортивных школах он может заниматься и без особого успеха, для себя.

Есть и другое мнение: до 6-7 лет здоровому и активному ребенку вполне достаточно просто играть во дворе со сверстниками и заниматься физкультурой вместе с родителями: ходить в бассейн и на каток, бегать, играть в теннис. И только к школе наступает пора занятий в спортивной секции. И в этом есть доля истины: например, на борьбу набирают детей с семи лет, и то первое время они занимаются только общефизической подготовкой.

Чтобы определить, к какому виду физической активности тянется ваш ребенок, понаблюдайте, во что он играет со сверстниками. Обычно предпочтения определяются уже в раннем детстве: одному больше нравится прыгать через скакалку, другой быстрее всех бегает, третьему по душе шахматы и т.д. Гораздо сложнее, если у малыша нет явных предпочтений. В этом случае лучше побывать с ребенком на разных тренировках, и, возможно, увидев, что такое легкая атлетика, гимнастика или плавание, он тоже захочет заниматься. Ведь главный критерий у ребенка: нравится — не нравится. И помните самое главное: пусть не будет медалей и разрядов, ваш ребенок все равно выиграет — он укрепит здоровье, выработает красивую осанку, силу и ловкость.

Музыка

— С четырех лет мы принимаем детей в группы раннего музыкального развития, в этом возрасте ребенок воспринимает информацию сознательно, и может на нее адекватно реагировать, — поясняет зам. директора по внеклассной работе ДМШ № 1, руководитель группы раннего музыкального развития Екатерина Майорова. — Моей дочке четыре года, и я вижу, что ей интересно, она с удовольствием учит песни. А вот игре на инструменте начинаем учить позднее, с шести лет. И хотя заниматься музыкой никогда не поздно, учатся и взрослые, начинать нужно все же пораньше. У пианистов есть понятие «ставить руку», и это лучше делать, пока она маленькая, податливая. В этом возрасте только одно ограничение: не берем на духовые инструменты, для них нужна хорошо развитая дыхательная система, и минимальный возраст для начала занятий 10 лет. Исключение делается только для флейты — на этом инструменте можно начинать немного раньше. Есть ограничения по баяну и аккордеону: они тяжелые, маленькому ребенку трудно их держать, поэтому заниматься можно только на инструментах, соответствующих возрасту. Родители, прежде чем записывать ребенка на баян или аккордеон, должны поинтересоваться, есть ли подходящие инструменты в музыкальной школе. То же самое с гитарой: на обычной малыш заниматься не может. У нас в этом году есть только один шестилетний ученик, родители купили ему гитару в Москве.

Художественное творчество

— Уже несколько лет мы ведем проект «Колыбель звезд», и принимаем детей с четырех лет в школу эстетического развития, без конкурса, — рассказывает Татьяна Романовская, директор школы искусств № 16. — Можно начинать и раньше, если ребенок готов психически и физиологически, но четыре года — этот тот самый возраст, когда к обучению готовы практически все, за редким исключением, связанным с отставанием в развитии. Дети у нас и лепят, и рисуют, и танцуют, и поют — все вместе, а через два года определяем профиль, и ребенок идет туда, где ему больше нравится. Бывает, закончив один курс, идет на другой — мы обучаем детей до 17 лет. Считается, что начать заниматься художественным творчеством можно в любом возрасте, и это так. Но чем позже ребенок пришел, тем меньше будет результат. Три последних года — просто бум среди родителей, все хотят, чтобы их сыновья и дочки занимались художественным творчеством. Психологи пришли к выводу, что такие дети не становятся социально опасными. На своем опыте мы также заметили, что, начав заниматься лепкой или музыкой, ребенок и в школе учится лучше. Радует и то, что большинство родителей руководствуются принципом: пусть ребенок и не станет великим художником, главное, чтобы он развивался.

Чем бы ни занимался ваш малыш, нe допускайте, чтобы он скучал. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания, они могут учиться только через игру! И не стоит углубляться в какое-то одно направление — спорт, языки или хореографию, забывая остальные. Ребенок еще слишком мал, чтобы определиться с будущей музыкальной или спортивной карьерой, дайте ему возможность попробовать себя в разных областях.

Психическое развитие ребенка четырех лет

Оценить психическое развитие своего ребенка вы можете по следующим признакам:

  • он стремится во всем подражать взрослым, и на этом даже построены некоторые его игры, например, в солдата, в космонавта;
  • понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации, он уже чувствует иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п.
  • он реже путает множественное число с единственным, женский род с мужским, но при этом может назвать завтрак ужином, а про «вчера» сказать «завтра»;
  • отличается хорошей памятью, с легкостью запоминает довольно длинные стихи;
  • ему уже наскучило играть одному, и он ищет компанию, и, в отличие от детей более раннего возраста, склонен уступить и отнестись к себе критически;
  • всякое поручение, какое ребенок получает от взрослых, он стремится исполнить.

Физическое развитие ребенка в возрасте четырех лет

В четыре года ваш малыш:

  • довольно уверенно бегает и все реже падает. С ним даже можно поиграть в «догонялки» (поддаваясь и уступая, естественно);
  • убегая, ребенок может уворачиваться от вас, делать броски то вправо, то влево;
  • уже неплохо владеет своим телом, но чувство равновесия еще развито не вполне;
  • не очень уверенно, но все же пройдет по узкой скамейке (потренируйтесь с ним на бревне или положите на землю веревку, пусть ребенок ходит по ней);
  • может пробежать довольно большое расстояние, если не очень быстро, то — до 150 метров;
  • уже неплохо прыгает, но со скакалкой еще не справляется;
  • легко лазает по шведской стенке — вверх и вниз;
  • раскачивается и крутится на канате, но подниматься по нему не может: руки еще слишком слабы;Город детства
  • легко кувыркается на ковре или на траве.

Татьяна Рябинина

 

Статьи

 

Рекомендуем почитать