Край активно создает инфраструктуру для инновационной системы, однако сами инновации в экономике региона остаются невостребованными
За последние несколько лет благодаря усилиям высших должностных лиц государства, мечтающих о глобальной и быстрой модернизации экономики России, слово «инновация» приобрело некий магический оттенок. Каждый уважающий себя чиновник считает своим долгом заявить о необходимости инноваций не менее трех раз за каждое появление перед телекамерами. Справедливости ради стоит сказать, что для разработки прорывных технологий делается действительно немало. Однако немногие признают тот факт, что вертикально интегрированным корпорациям, занимающимся в первую очередь добычей и первичной переработкой сырья (которые и составляют основу экономики современной России), инновации по большому счету не очень нужны. На очередном Красноярском городском форуме (который всегда отличался откровенностью) эта проблема была четко обозначена. Но пути ее решения по-прежнему не совсем понятны.
Идеи — в технологии
Очередной важной вехой в формировании в нашем крае инфраструктуры для потоковой разработки инновационных решений стал проект создания красноярского технопарка, который был презентован в октябре Владимиром Осипенко, советником председателя Правительства края. Еще до презентации (которая состоялась в рамках Красноярского городского форума) Петр Пимашков, мэр Красноярска, определил основную проблему, преследующую все передовые разработки в нашей стране, — «проблема инноваций не в том, чтобы придумать новую идею, а в том, чтобы научиться ей пользоваться». Глава города выразил надежду, что технопарк станет «местом, где идеи будут превращаться в технологии».
По словам Владимира Осипенко, технопарк станет важным звеном «инновационной системы», которая должна будет способствовать появлению у нас «экономики знаний и высоких технологий». По мнению докладчика, такая система должна сформироваться у нас уже к 2013 году, при этом технопарк станет «ядром инновационного процесса». Схема работы технопарка видится классической: в технопарке будут отбираться самые потенциально перспективные идеи, затем некоторая управляющая компания будет способствовать превращению этих идей в готовые технологии и дальнейшей коммерциализации разработок. Постепенно на базе технопарка будет формироваться пул «малых инновационных предприятий», которые и станут развивать ту самую экономику знаний и технологий. Очевидно, финансирование технопарка на первых порах будет вестись за счет средств краевого бюджета, однако в перспективе власть надеется привлечь к проекту различные венчурные фонды. Кроме того, проектом уже заинтересовался ряд федеральных министерств и госкорпораций, в частности, небезызвестная РОСНАНО.
Разработка проекта красноярского технопарка должна завершиться уже к концу 2009 года, а уже в
Не обошел вниманием Владимир Осипенко и непростой вопрос о конечных потребителях будущих инноваций. «Конкурентное преимущество Красноярского края заключается в том, что на территории края реализуются крупные инвестиционные проекты, присутствуют ведущие российские компании, которые способны сформировать и профинансировать заказ на новые разработки — начиная с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и заканчивая внедрением в производство, — считает советник председателя Правительства. — Учитывая отраслевую специализацию Красноярского края, деятельность технопарка будет направлена в том числе на внедрение новых технологий в сфере производства машин и оборудования для нефте- и газодобывающей промышленности, а также для осуществления обработки сырья». Однако не все эксперты настроены так оптимистично — заинтересованность ведущих российских компаний в новых разработках у многих вызывает серьезные сомнения.
Проблема спроса
Василий Моргун, депутат краевого Законодательного Собрания, директор ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации», не раз высказывал сомнения касательно необходимости вкладывания средств в разработку абстрактных инноваций. На расширенном заседании Инновационного совета Василий Моргун отметил, что перенесение вопроса о необходимости инновационного развития из плоскости технократической в плоскость политическую привело к некоторой мифологизации предмета. Инновации, как музыкальные хиты, — товар штучный, и «в этой связи строить планы инновационного развития не очень возможно; но возможно и правильно создавать условия и факторы, способствующие ему». Среди таких условий — восстановление связей в цепочке внедренческого процесса. Но, пожалуй, главной в выступлении Василия Моргуна была мысль о том, что слабым звеном в системе «разработчик — провайдер — заказчик инноваций» сейчас является именно заказчик, и проблема отсутствия спроса на инновации сейчас гораздо важнее проблемы недостаточного институционального обеспечения этой системы.
Действительно, достаточно зайти в любой вуз или НИИ, не говоря уже о краевом Фонде науки, в который в этом году было подано более сотни заявок (из которых лишь пять уже имеют конкретного заказчика), чтобы получить «на-гора» с десяток потенциально перспективных разработок, которые, однако, никем не востребованы. К сожалению, разработчики в большинстве случаев занимаются изысканиями, не имея даже сформулированного технического задания от потенциальных заказчиков. Для разработки внятных технических заданий Василий Моргун предложил воссоздать отраслевые советы при министерствах, которые стали бы связующим звеном между заказчиками и разработчиками.
Говорил директор Красноярского ЦСМ и о необходимости развивать систему субконтрактации (или, говоря проще, кооперации), причем в первую очередь в плане обеспечения крупных вертикально — интегрированных корпораций продукцией небольших местных производств. О таком «вызове с территорий» корпорациям в рамках кластерной политики города неоднократно рассказывала Татьяна Зеленская, начальник департамента экономики Красноярска.
Однако, судя по всему, принимать «вызов» корпорации не спешат. Причина, очевидно, все та же — компании, занимающиеся первичной переработкой сырья, заинтересованы, по большому счету, только в увеличении объемов производства и снижении себестоимости. Причем первое обычно гораздо важнее, чем второе, и никаких инноваций для этого не требуется, требуются только деньги (желательно кредитные, «длинные и дешевые»). Впрочем, даже если производство подразумевает наличие высокой передельности (например, в машиностроении), то, по словам Василия Шабанова, академика Российской академии наук, председателя президиума Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, собственники не спешат внедрять новые технологии. Внедренческая деятельность всегда связана с затратами и к тому же несет потенциальные риски — не каждая инновация себя оправдывает.
Поэтому во многих развитых странах мира предприятиям, занимающимся внедрением новых технологий, предоставляются налоговые льготы и другие преференции со стороны государства.
Конечно, никто не сомневается в том, что технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, «бизнес-ангелы» и так далее сами по себе лишними не будут. Однако сегодня перед властью стоит более насущная и сложная задача — создать такие условия, в которых собственникам было бы выгодно модернизировать свои производства.
текст: Вадим Гусельников, фото: Эдуард Карпейкин
Журнал"Советник. Грамотное управление".