Детские площадки и спортивные сооружения могут быть небезопасны
На сегодняшний день единственное, что может гарантировать безопасность оборудования детских игровых и спортивных сооружений, — это слово собственника, который часто даже не знает о существовании каких-либо норм в этом отношении.
Неспортивное поведение
Детские спортивные и игровые сооружения должны быть безопасны — очевидный, казалось бы, постулат на самом деле не столь очевиден. По данным уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае Альбины Комович, ежегодно на таких сооружениях травмируется огромное количество детей.
— К нам поступают жалобы из всех районов края, — рассказывает она. — Были случаи травматизма и в Ачинске, и в Большой Мурте, и еще в ряде районов края. Необходимо что-то делать с этим.
«Что-то делать» уполномоченный попыталась через министра социальной политики края Ольгу Карлову, которая в свою очередь переадресовала вопрос в министерство по спорту и туризму. Получить комментарии Карловой по этому вопросу не удалось — Ольга Анатольевна в отпуске. А вот спортивное министерство ответило на запрос «ВК».
Собственно, после поручения Карловой чиновники от спорта отправили обращения в адрес глав муниципальных образований края с просьбой о проведении проверки и составлении актов соответствия требованиям техники безопасности спортивных сооружений школ.
В ходе проверки и анализа полученных данных выяснилось, что по целому ряду школ и детских спортивных объектов в крае отмечаются нарушения техники безопасности. Например, в Норильске на спортивных площадках детских образовательных учреждений установлено несертифицированное оборудование; физкультурные площадки, беговые дорожки и ямы для прыжков не соответствуют требованиям безопасности и программным требованиям, имеется поврежденное оборудование (горки, качалки). В спортзалах двух спортивных школ требуется закрепление тренажеров. А на стадионе «Заполярник» не закреплены мини-футбольные ворота и баскетбольные стойки.
В других городах и районах ситуация не сильно отличается. Так, в Тасеевском районе на спортивных площадках школ не закреплено оборудование (брусья, перекладина, баскетбольные щиты, футбольные ворота). В Шушенском районе в одной из школ не закреплены футбольные ворота. В Эвенкийском районе в спортзале Туринской школы не закреплен баскетбольный щит, в Туринской (коррекционной) образовательной школе — не закреплены ворота на футбольном поле, в Сосновоборске в гимназии № 1 требуется укрепить перекладины и брусья, забетонировать стойки перекладин на спортивной площадке, заменить веревочное крепление футбольных ворот в спортивном зале на металлическое, в спортивном зале школы № 2 отремонтировать 4 баскетбольных щита, на стадионе «Спортивные сооружения» укрепить стойки баскетбольного щита, закрепить футбольные ворота на запасном поле, на дворовых площадках по ул. Энтузиастов закрепить баскетбольные и волейбольные стойки, закрепить футбольные ворота на дворовой площадке ул. Весенняя.
Также в актах проверки указаны спортивные объекты, требующие проведения ремонтных работ и в настоящее время эксплуатирующиеся с несоответствиями требованиям техники безопасности. Например, в красноярской спортшколе «Юность» в зале бокса требуется ремонт покрытия ринга. Капитального ремонта требует спортивный зал в Балахтинском районе, в Бородинской средней школе требуются ограждения на батареях, в Кежемском районе на спортплощадке Имбинской школы требуется замена асфальтового покрытия беговой дорожки на специальное покрытие.
Список нарушений впечатляет. Как уверяют в минспорте, все они были устранены. Однако возникает вопрос: были бы они устранены, если бы не действия министерства, которое, кстати, по закону не обязано контролировать этот процесс? К этому вернемся чуть позже.
Контрольная игра
Если со школами все более-менее ясно, то ситуация с оборудованием детских игровых площадок вызывает массу вопросов.
— Случаи травматизма на этих сооружениях встречаются едва ли не чаще, чем на спортивных сооружениях, — рассказывает Альбина Комович.
Это, в принципе, понятно: у спортивных сооружений есть хозяин (школа, стадион, детсад и т. п.), а вот оборудование детских игровых площадок по закону принадлежит собственникам жилья тех домов, во дворах которых они расположены.
Корреспондент «ВК» обзвонил ряд ТСЖ города. Нам удалось выяснить, что, пожалуй, единственный способ обеспечения безопасности сооружений детских игровых площадок — входной контроль этого оборудования. Проще говоря, когда проводится тендер на закупку и установку сооружений, в качестве одного из критериев обязательно выставляется соответствие оборудования требованиям государственных стандартов безопасности — к этому призывает закон.
— Однако нередки случаи, — рассказывает Комович, — когда выигравшая конкурс компания поставляет заказчику совсем другую продукцию, а не ту, с которой заявлялась. И эта продукция нередко оказывается неподходящей по параметрам безопасности. Не знаю почему, но заказчики соглашаются на ее установку.
Дальнейшая же судьба сооружений детских игровых площадок далеко не так радужна — контроль за их безопасностью переходит в сферу ответственности ТСЖ.
В жилконторах «ВК» рассказали, что регулярно осматривают оборудование детских игровых площадок, устраняют неисправности, красят. По большей части этим все и ограничивается. Лишь в одном из ТСЖ нас заверили, что контроль за состоянием подобных сооружений отдан подрядной организации.
Меж тем закон (ГОСТ Р52169-2003, ГОСТ Р52369-2003, ГОСТ Р52301-2004) достаточно конкретен относительно понятия безопасности. Проверка должна производиться ежегодно. По результатам проверки должен быть составлен акт осмотра. Во всех опрошенных «ВК» ТСЖ такой акт предоставить отказались. Кое-где так и вообще впервые от корреспондента газеты услышали о существовании стандарта и необходимости ежегодных проверок.
Кто ответит
— Для того чтобы эффективно обеспечивать безопасность детских спортивных и игровых сооружений, — уверена Комович, — необходимо создание системы контроля, которой на сегодня нет.
Беспокойство уполномоченного по правам ребенка понятно — ни в стране, ни в крае, ни в отдельных муниципальных образованиях нет четкой структуры ответственности за безопасность спортивных и игровых сооружений.
В попытке разобраться в этом вопросе «ВК» натолкнулся на столь разношерстную систему, что найти ответственных лиц оказалось очень трудно. Уже говорилось, что по закону контроль за безопасностью спортивных и игровых площадок лежит на собственнике. Меж тем структура, контролирующая этот процесс, остается в тени. В управлении по физической культуре и спорту городской администрации заявили, что это не их епархия. В департаменте по социальной политике также отказались принимать на себя ответственность за эти сооружения, заявив, что все это ответственность собственников. Вновь пришли туда, откуда начали: проверяющие известны, а результаты проверки — нет.
— Контроль за соответствием спортивных и игровых сооружений стандартам безопасности, — развеял сомнения «ВК» руководитель Красноярского центра сертификации, метрологии и стандартизации Василий Моргун, — лежит на отделе госнадзора по Красноярскому краю. Однако они работают исключительно по жалобам — никакой плановой работы они не проводят.
Винить Госнадзор в бездействии вряд ли уместно — это федеральное предприятие и действует лишь в пределах предписанных ему Федерацией границ. Другой вопрос, почему ни город, ни край не выходят хотя бы с инициативой о создании системы контроля детских спортивных и игровых сооружений и приведении всех возможных действий на этом направлении к единому знаменателю.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №1 (242)