Самой распространенной службой в глобальной сети является электронная почта, более 85% трафика которой занимает массовая рассылка рекламных писем.
Термин «спам» произошел от словосочетания spiced ham (SPiced hAM — SPAM), которое переводится на русский язык как «ветчина со специями». В 1937 году компания Hormel начала выпускать новый продукт — ветчину со специями в виде консервов. Но качество этого товара было очень низким. Таким образом, к концу года склады компании оказались забиты консервами. Чтобы распродать все это, Hormel впервые провела массовую рекламную кампанию, благодаря которой излишки моментально были раскуплены. С тех пор и появилось это слово — спам, которым стали называть беспардонную и навязчивую рекламу.
Правда, в широких массах оно не использовалось до тех пор, пока Интернет не завоевал популярность и вместе с тем привлекательность для различного «бизнеса». По данным «Лаборатории Касперского», доля спама в почтовом трафике в 2009 году составила 85,2%.
Дешевый двигатель торговли
Рассылка и раскладывание по почтовым ящикам рекламных писем и полиграфии не прекращается уже полвека, а значит, расценивается как действенная маркетинговая мера. Правда, эффективность спам-рассылок, по оценкам Святослава Петрова, коммерческого директора рекламного агентства Stive&Barton, составляет максимум 5% от всей рекламы в Интернете, поскольку, даже преодолевшая фильтры, она, как правило, отправляется прямиком в корзину.
Электронный спам, наверное, самый дешевый способ рекламы, кроме того, он позволяет рекламировать нелегальные услуги и непроверенные товары, например порнографического и драг-дилерского свойства. По мнению Святослава Петрова, к услугам спамеров прибегают распространители товаров в лучшем случае «серого» происхождения. Например, часы Rolex или телефоны Vertu в 10 раз дешевле официальной стоимости бренда. Используют спам и как средство политической борьбы, и как оружие дискредитации в борьбе с конкурентами. Тамара ДАЙН, политолог, отмечает неподконтрольность спама, а значит, его эффективность в качестве не требующего разрешений метода пропаганды и контрпропаганды.
Святослав Петров считает, что спам, как и всякая назойливая реклама (в том числе телевизионная), оказывает обратное действие и прибегают к нему лишь в крайних и сомнительных случаях. Ведь такая реклама вызывает раздражение и не способствует продвижению товара в широкие массы потребителей.
Шапокляк из Нигерии
Классификация спама — целая наука, к тому же этот рекламный феномен развивается подобно живому существу, паразитирует на всех человеческих чувствах, от пороков до добродетелей.
В пятерку лидеров за год вошли следующие тематические категории спама: медикаменты, товары/услуги для здоровья — 18,9%, образование — 15,9%, реклама спамерских услуг — 11,7%, другие товары и услуги — 11,2%, реплики элитных товаров — 8,5%.
Принцип самого распространенного сорта спама известен очень давно как «письма счастья». Многим наверняка доводилось получать такие и даже отвечать на них... «Перепишите это письмо пятнадцать раз и разошлите друзьям и знакомым — и будет вам счастье». Как вариант: «вложите в конверт также рубль, и через полгода вам придет тысяча».
Есть и другие виды электронно-почтового мошенничества — как, например, «нигерийские письма». Свое африканское название они получили от исходящих адресантов из Нигерии, которая славится процветанием мошенничества и разного рода криминала. Эти послания сообщают адресату радостное известие о большом наследстве в далекой стране и необходимости перевести энную сумму на его оформление. Как вариант — сообщение о крупном выигрыше — с той же необходимостью перечислить оргвзнос.
Последнее время набирает силу рассылка фишинговых писем. Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание). Спам рассылается от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков (Ситибанк, Альфа-Банк), сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри социальных сетей (Facebook, ВКонтакте). В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. Оказавшись на таком сайте, пользователь может сообщить мошенникам ценную информацию, позволяющую получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.
Бессмертие в стране обрела и старуха Шапокляк. Напакостить просто так, из любви к искусству, — мотив авторов вирусных программ, довольно нередко вкладываемых в электронные листки спамных писем.
Фильтр для почты
Как рассказал в октябре 2009 года Николай Егоров, генеральный директор ООО «Санта+», одного из старейших сетевых провайдеров Красноярска, программное обеспечение против спама, применяемое на разных уровнях, представляет собой что-то вроде системы многослойной фильтрации. Эти фильтры широко задействованы — от федеральных провайдеров до местных и корпоративных, и такая многоуровневая фильтрация более эффективна и снижает поток спама на порядок. При этом корпоративные клиенты могут настраивать собственные системы на специфические каналы и задачи.
Способов фильтрации информационных потоков придумано немало, и изобретение все новых продолжается. Они основаны на автоматическом распознавании однотипных механических текстов, сочиняемых и распространяемых роботами. Это методы черных и серых списков, отсев фильтрами по определенным ключевым словам, введение графических паролей, которые машина обойти не в состоянии, и т.д. и т.п. В этих виртуальных очистных сооружениях или серверных отстойниках заинтересованы сами провайдеры, несущие от спама прямые материальные потери. Что касается цены вопроса на среднем и нижнем уровне потребления, то в настоящее время затраты на специальный софт не столь высоки — особенно в сравнении с отвлечением сил и средств на борьбу со спамом «вручную».
СПАМятка для пользователя
Несмотря на все препоны и преграды, которые на пути спама выставляют провайдеры, все информационные потоки отфильтровать не получается. Эффективность применяемых сегодня фильтров высока и позволяет уменьшить объем просачивающегося спама в 10 раз. Но и оставшейся доли вполне достаточно для того, чтобы нанести вред компьютерной или нервной системе.
Специалисты фирмы «Санта+» советуют придерживаться несложных правил предосторожности.
- Чем длиннее и сложнее ваш адрес, тем труднее спамерам подобрать к вам отмычку.
- Не хотите излишнего внимания к вашей персоне и вашему персональному компьютеру — не светитесь, публикуя свои е-мейлы на сайтах, форумах и в блогах. Если все-таки такая необходимость возникает, то будьте готовы к спам-атаке. Рекомендуют также шпионскую тактику: время от времени менять адреса, заметая следы.
- Никогда не отвечайте и тем более не пересылайте знакомым сообщения непонятного содержания. Как бы ни хотелось вам высказать свое раздражение крепким словом в адрес отправителя, роботу-рассыльному обидно не станет. Зато ваш ответ подтвердит точность попадания снаряда, посланного в виртуальное пространство наугад. В этом случае по вашему адресу станут слать спам целыми очередями. Лучшая тактика — затаиться и просто добавить адресанта в фильтры или черные списки.
- Поскольку спам безостановочно развивается, а способы борьбы с ним пребывают в состоянии перманентной погони, не ленитесь обновлять соответствующий софт. Регулярно советуйтесь со специалистами.
Юридически и фактически
В Российской Федерации спам запрещен Законом о рекламе (ст. 18, п. 1). Статья гласит, что «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено».
Однако, по признанию ФАС, в российском законодательстве не прописаны меры административной и уголовной ответственности за распространение спама. Поэтому, несмотря на общественное возмущение и периодические публикации, в настоящее время данная законодательная норма малоэффективна. Еще большие трудности в борьбе со спамом как всемирным явлением доставляет его космополитичность. Ведь в Интернете нет границ, и спамер может рассылать письма с отдаленных островов. Согласовать же законодательства множества современных государств — миссия почти невыполнимая.
На практике битва с виртуальными мельницами приносит лишь единичные примеры показательной публичной порки. Так, в 2004 году некоего Роберта Соллоуэя по иску фирмы-провайдера интернет-услуг федеральный суд Оклахомы признал виновным в рассылке спама и оштрафовал на 10 тысяч долларов. Другой пользователь, бизнесмен Найджел Робертс, наоборот, отсудил 270 евро у британской компании, донимавшей его рассылками. Зато Верховный суд Вирджинии отменил приговор спамеру Джереми Джейнсу и признал неконституционным закон о борьбе со спамом как нарушающий право на свободу слова. Так что в юридической борьбе со спамом свои подводные камни.
Фактически же спам остается безнаказанным. Его физическая смерть настанет, лишь когда стоимость рассылки превысит ее эффективность.
Почему «спам»?
По одной из версий, термин «спам» (SPAM) вошел в обиход благодаря знаменитому скетчу с одноименным названием из шоу «Летающий цирк Монти Пайтона». Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат SPAM, некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без SPAM, официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAМа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню SPAМу, после чего скетч погружается в хаос. В конце скетча жена героя восклицает: «I don’t like SPAM!» («Я не люблю SPAM!») В титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово «SPAM». В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.
текст: Геннадий Рыбаченко
Журнал"Советник. Грамотное управление", №1, февраль 2010.