Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Вакуумный тормоз

Вакуумный тормоз

03.03.2010
0

Развивать разрешенную промышленность невозможно

На Сибирском промышленном форуме решали, как возродить промышленность и машиностроение нашего края. Власть опять винила во всем бизнес. Бизнес отвечал взаимностью.

Без понимания

Вакуумный тормозПромышленность и машиностроение в крае находятся в плачевном состоянии. Бывшие гиганты практически не загружены. Отсюда и проблемы с оборотными средствами. Плюс отсутствие адекватной законодательной базы, которая бы способствовала продвижению краевого машиностроения на рынке. Эту проблему необходимо решать сообща, и не только бизнесу и власти, но и различным сегментам этого самого бизнеса. Именно этому был посвящен состоявшийся на прошлой неделе круглый стол «Пути решения проблем промышленной кооперации и инноваций», открывавший череду дискуссионных площадок Сибирского промышленного форума.

Одним из самых вероятных выходов из сложившейся ситуации в крае может стать путь отраслевой кооперации. Иначе говоря, развитие институтов аутсорсинга и субподряда. Такая система существовала в Советском Союзе, однако с его развалом и переходом к рынку все обрушилось — доступ к более современным западным технологиям и крах отечественной системы научно-исследовательских институтов привели к тому, что и машиностроение стало катиться под гору.

— Между машиностроительными заводами края не существует понимания, — говорит руководитель инновационно-инженерного центра СКТБ «Наука» Юрий Пахабов. — Действуя порознь, они не смогут решить текущих задач выживания, а такая политика приводит к потере их позиций на рынке.

Объединение по схеме субподрядов может помочь предприятиям края минимизировать свои издержки и повысить эффективность. Правда, лишь в условии наличия достаточно высокого спроса на их продукцию.

— Возникающие сегодня бизнесы, — говорит директор Института экономики, управления и природопользования СФУ Евгения Бухарова, — большей своей частью ориентированы на западные технологии. Поэтому место российского машиностроения в его сегодняшнем виде в этой системе вызывает большие сомнения.

К тому же непонятно, как кооперация различных промышленных предприятий сможет возродить НИОКР, институты внедрения и вообще привести к модернизации предприятий, без чего потребитель вряд ли обернется лицом к продукции нашего машиностроения.

— О каком возрождении отрасли сейчас может идти речь, — говорит генеральный директор предприятия «Красноярский инструмент-центр» Валерий Миняев, — если мы уже все потеряли? Мы не можем производить новые продукты, потому что комплектующие — кстати, изобретенные у нас — приходится везти из-за рубежа втридорога. Если мальчики из Москвы диктуют мне, сколько стоит мой продукт, не учитывая его экономику, а исходя лишь из принципа «как бы подешевле купить». В этой стране никому ничего не нужно. Поэтому ни о какой кооперации сейчас не может идти речи.

Сырьевое зло

Есть и еще одна проблема, определяющая бедственное положение машиностроения в крае, — доминирование сырьевого сектора в экономике. Именно этот вид промышленности развивается в нашем регионе в последнее время стремительнее всего. Конечно, с одной стороны, именно сырьевой сектор экономики мог бы стать основным потребителем продукции местного машиностроения.

— Однако в последние годы, — рассказывает Пахабов, — эти предприятия, понимая свое доминирующее положение на рынке, проводят такую политику, которая ставит под угрозу само выживание машиностроения в регионе.

Действительно, и это стало уже неприятной традицией, сырьевики очень часто работают и с рассрочкой платежа, и замораживанием расчетов на неопределенный срок, и требованием исполнения заказа в такие сроки, которые порой невозможны в определенных технологических циклах.

— Такая варварская позиция представителей сырьевого сектора по отношению к социально-экономическим интересам региона, — говорит Пахабов, — приводит к деградации и невозможности развития машиностроения.

При этом, правда, нельзя утверждать, что сырьевые гиганты закрыты для машиностроителей. Просто они ориентированы на другие продукты и технологии, большей частью западные.

Меж тем другие эксперты видят в том же сырьевом секторе и выход из сложившейся ситуации. Правда, тут может потребоваться вмешательство власти.

— Сегодня в крае развивается нефтегазовый комплекс,- говорит Бухарова, — и нужно предпринять все шаги для продвижения на уровне федерального правительства законов, стимулирующих потребление продукции отечественного машиностроения именно в этой области. Да, эти компании используют западные технологии. Но тот потенциал, который есть в крае в плане инжиниринга, производства компонентов, может стать нужным толчком и вытянуть определенные сектора машиностроения.

Властное решение

Позиция власти в вопросах модернизации и развития машиностроения вообще стала отдельной темой разговора.

— Власть сегодня отстранилась от участия в процессе регулирования взаимодействия между отраслями, — говорит Юрий Пахабов, — такая позиция развязывает сырьевикам руки для уничтожения регионального машиностроения, что может вообще привести к гибели всего комплекса предприятий.

Меж тем именно отстраненность власти некоторые эксперты назвали основным путем выхода. В качестве примера приведя китайскую экономическую модель, где государство не вмешивается в бизнес первые 6 лет его существования, да к тому же освобождая от всех налогов, оставив лишь коммунальные платежи.

— Если сегодня перенести китайскую модель на Россию, — категоричен ведущий научный сотрудник Института химической технологии Геннадий Селютин, — то мы получим очень мощный всплеск инноваций, и экономика пойдет в гору.

Правда, в этой позиции оказался не учтен один фактор, а именно кадровый, с позволения сказать, потенциал Китая.

— В Китае, — говорит заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре ЗС Красноярского края Василий Моргун, — есть 750 млн человек, которые находятся в положении рабов, на условиях поденной работы занимаясь квалифицированным и неквалифицированным трудом. У нас такого не получится.

Власть в свою очередь чаще предпочитает пенять на бизнес, на его незаинтересованность в инновациях и модернизации, пассивность.

— Хватит ругать власть и хвалить Китай, — возмутилась глава департамента экономики администрации Красноярска Татьяна Зеленская. — Опыт работы городского бизнес-инкубатора показывает, что как только узкоспециализированная компания начинает из себя что-то представлять, у нее появляются интересные проекты, — тут же приходит федерал с деньгами и забирает эту компанию. Но когда мы начинаем напрямую обращаться к бизнесу за вливаниями в инновации, мы сталкиваемся с таким скепсисом... Мы даже попечительский совет собрать не можем.

Собравшиеся согласились — тот путь, по которому пошло развитие страны, это системная проблема. В одночасье ее не решишь. Но надо начинать конструктивный диалог.

— Давайте создадим рабочую группу для проведения аудита инновационного потенциала города, — говорит Зеленская. — Мы сами на базе инкубатора уже начали собирать такую информацию и сейчас уже сформировали пакет предложений для Ванкора. Поэтому давайте работать, а не вспоминать все плохое и хорошее, придя на круглый стол.

Поддержал ее и Моргун, заявив:

— Нужно восстанавливать институт заказчиков, но сделать это без восстановления института субподрядчиков и смежников невозможно. А это единственный путь управления поэтапной модернизацией промышленности, а не скачками от инновации к инновации.

Правда, как тут не вспомнить слова Валерия Миняева о том, что возрождать-то уже практически нечего (см. выше). Лишним подтверждением этому могут стать слова одного из посетителей промышленной выставки, также проходившей в рамках форума:

— Говорим о возрождении промышленности Красноярского края, говорим, а на выставке ни одного предприятия из региона.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №8 (249)

Рекомендуем почитать