Новое интересное явление в красноярском культурном пространстве — за последний год здесь родилось сразу несколько независимых образовательных проектов. Чем вызвано их появление и какие у них перспективы? Попробуем разобраться.
Обучить профессиональных зрителей
Один из таких проектов, «Школа современного искусства Олега Суслова», родился из телевизионной программы «Культура за неделю». Суслов вел ее восемь лет, и одним из главных направлений его программы как раз и была пропаганда современного искусства. Но, как говорит сам автор, за столько лет ситуация, к сожалению, не изменилась — в Красноярске не появилось ни новых художников, работающих в этом направлении, ни галерей. Так возникла идея обучающего курса. В свою школу Олег пригласил ведущих в городе специалистов по современному искусству — художников Сергея Ковалевского и Виктора Сачивко, педагога по современной философии Вячеслава Кудашова, хореографа Татьяну Яковлеву. Сам он преподавал экспериментальное кино и видеоарт.
— Мы поставили себе целью обучить не художников, а профессиональных зрителей, — пояснил Суслов. — Как это ни печально, но у красноярцев очень низкий уровень знаний в области современного искусства. В нем много смыслов, их нужно уметь считывать, для этого необходимы разные знания. И мы давали людям этот новый язык, структурированные новые знания. А еще уникальность школы в том, что у нас трехступенчатый подход — лекции, семинары и обязательная практика. Кстати, работа одной из выпускниц Олеси Маляр даже вошла в шорт-лист прошлогоднего Канского видеофестиваля.
На лекциях не заработаешь
На волне «Школа современного искусства» у Олега Суслова в мае появился Центр современной культуры, где каждый вечер читали лекции на всевозможные темы — от происхождения видов до различных аспектов философии и искусствоведения. Но просуществовал он недолго — не все темы пользовались спросом. Какие-то, как, например, «Лекции по современной музыке Андрея Шевелева», вылились в самостоятельный проект. Все остальное Суслову удалось перевести в телеформат — на ТВ-Центре теперь два раза в неделю выходит его авторская программа «Темнота», в которой принимают участие ведущие ученые края. А информацию о современном искусстве он каждую пятницу транслирует в своем видеоблоге в «Деталях».
— Плюсы, конечно, ощутимые — с
Живое общение
Проект музыкального обозревателя и радиоведущего Андрея Шевелева — тоже некоммерческий. Его лекции проходят по четвергам на Арт-чердаке Дома кино, плата за вход — всего 100 рублей. Программы собирают в среднем от 20 до 40 человек. Первый опыт подобных лекций у автора был еще в 2006 году, когда он рассказывал о современной музыке в политехническом университете.
— Для меня это радиопрограмма в режиме живой встречи с показом видео, — говорит Андрей. — И здесь есть преимущество — ближе контакт с людьми. Я люблю музыку во всех ее проявлениях и рассказываю только о тех музыкантах, которые интересны лично мне. Довольно широкий круг — и рок-музыка, и фолк, и даже качественная поп-музыка вроде Брайана Ферри. Но ни в коем случае не попса. Почему люди находят время, силы и маленькую денежку, чтоб прийти на мои лекции? Думаю, потому, что есть вакуум, больше им эти знания получить негде. Интернет их жажду знаний полностью утолить не может, людям еще важно и живое общение.
Движение ради движения
Трудно предположить, как будет складываться жизнь подобных проектов в условиях тотальной коммерциализации. В Красноярском музейном центре также появились «Умные четверги», цена билета на их лекции-дискуссии о современном искусстве — всего 30 рублей. Есть здесь и проект «Арт-сессия» для обучения молодых художников Красноярска, тоже некоммерческий. И молодежный театр драмы «Наводнение» далек от коммерции, и вряд ли он станет самоокупаемым — репертуарная политика театра строится не на кассовой драматургии.
Но в чем единодушны все авторы подобных проектов — если не продвигать некоммерческие идеи, в искусстве вообще не будет движения.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №8 (249)