Большой Фестиваль Мультфильмов (БФМ) будет проходить в Красноярске с 19 по 28 марта. Основными площадками фестиваля станут Дом Кино и КВАДРО-фильм. БФМ включает 30 программ, в которые вошли 250 мультфильмов из 20 стран, а также мастер-классы и выставки.
Представляем вашему вниманию афишу фестиваля (в скобках указано место, продолжительность, раздел программы и возрастное ограничение) и описание программ и главных событий фестиваля.
Подробная программа фестиваля
19 марта
19:00 Открытие фестиваля: «Мэри и Макс», реж. Адам Эллиот (Дом Кино, 1ч.20 мин., 14+)
20:10 Пауль Дриссен «Убийство яйца» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 7 мин., Имена, 14+)
21:00 Победители. Часть 1. «Техника безопасности» (Дом кино, 1 ч. 7 мин., Победители, 16+)
20 марта
9:10 «Фокус-покус» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 7 мин, Детская, 8+)
10:30 «Большой Петух» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 11 мин, Детская 8+)
11:00 «Тростниковая шапочка» (Дом Кино, 56 мин, Детская, 4+)
11:50 «Гоголь в анимации» (КВАДРО-фильм, 1 ч., Спецпрограмма, 12+)
13:00 Юрий Норштейн, «Сказка сказок» (Дом Кино, 1 ч. 14 мин., Имена, 12+)
15:00 Молодая российская анимация. Часть 1. «Дочки-матери» (Дом Кино, 1 ч. 6 мин, Школы, 12+)
17:00 «А-Фильм». Часть 1 ( Дом Кино, 1 ч., 13 мин, Студии 12+)
17:10 «Звери». Фильмы студентов академии St.Joost (КВАДРО-фильм, 56 мин, Школы, 14+)
19:00 Премьеры. Часть 1. «Солдатская песня» (Дом Кино 1 ч. 6 мин, Премьеры, 12+)
20:00 «Мэри и Макс» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 20 мин, Фильм Открытия, 14+)
21:00 Победители. Часть 2. «Чувство штиля» (Дом Кино, 1 ч., 15 мин, Победители, 16+)
21 марта
9:10 Юрий Норштейн, «Сказка сказок» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 15 мин., Имена, 12+)
10:35 «Тростниковая шапочка» (КВАДРО-фильм, 56 мин., Детская, 4+)
11:00 «Фокус-покус» (Дом Кино, 1 ч. 7 мин., Детская, 8+)
11:40 Премьеры. Часть 1.«Солдатская песня» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 6 мин., Премьеры, 12+)
13:00 Открытый российский фестиваль анимационного кино Таруса-1996 (Дом Кино, 1 ч. 16 мин., Фестивали, 12+)
15:00 Программа фильмов и встреча с режиссером студии «Пилот» Еленой Черновой (Дом Кино, 1 ч. 45 мин., Мастер-класс, 10+)
17:00 Премьеры. Часть 2.«Гошины сказки» (Дом Кино, 1 ч. 5 мин., Премьеры, 12+)
17:05 «Фолимаж» — «Чужой замок»(КВАДРО-фильм, 1 ч. 11 миню, Студии, 10+)
19:00 «Фильм Бильдер» — «Кольцо огня» (Дом Кино, 1 ч. 25 мин., Студии, 18+)
20:45 Победители. Часть 1.«Техника безопасности» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 7 мин., Победители, 16+)
22 марта
10:00 «Тростниковая шапочка»(ГДК«Кировский», 56 мин., Детская 4+)
11:00 Анимационные клипы 1990-2000-х (КВАДРО-фильм, 1 ч. 22 мин., Спецпрограмма, 12+)
14:00 «Фокус-покус» (ГДК«Кировский», 1 ч. 7 мин., Детская, 8+)
16:20 Советская заказная анимация (КВАДРО-фильм, 1 ч. 10 мин., Архив, 12+)
23 марта
13:00 «Большой Петух» (ГДК«Кировский», 1 ч. 11 мин., Детская, 8+)
15:00 «Только для собак» (ГДК«Кировский», 1 ч. 9 мин., Детская, 12+)
15:20 Анимационные рекламные ролики и заставки 1990-2000-х (КВАДРО-фильм, 51 мин., Спецпрограмма, 12+)
19:00 Советская заказная анимация (Арт-Чердак Дома Кино, 1 ч. 10 мин., Архив, 12+)
19:05 Открытый российский фестиваль анимационного кино Таруса-1996 (КВАДРО-фильм, 1 ч. 16 мин., Фестивали, 12+)
24 марта
11:30 «Маленькая Василиса». Лучшая российская анимация для детей (ГДК «Кировский», 1 ч. 32 мин., Детская, 8+)
14:00 «Фокус-покус» (ГДК«Кировский», 1 ч. 7 мин., Детская, 8+)
19:00 Анимационные рекламные ролики и заставки 1990-2000-х и встреча с режиссером Александром Грицаенко (Арт-Чердак Дома Кино, 51 мин., Спецпрограмма, 12+)
19:10 Победители. Часть 2.«Чувство штиля» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 15 мин., Победители 16+)
25 марта
10:00 «Тростниковая шапочка»(ГДК«Кировский», 56 мин., Детская, 4+)
14:00 «Большой Петух» (ГДК «Кировский», 1 ч. 11 мин., Детская, 8+)
19:00 Анимационные клипы 1990-2000-х (Арт-Чердак Дома Кино, 1 ч. 22 мин., Спецпрограмма, 12+)
19:15 «А-Фильм». Часть 1. (КВАДРО-фильм, 1 ч. 13 мин., Студии, 12+)
20:50 Победители. Часть 3.«На взводе» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 6 мин., Победители, 16+)
26 марта
13:00 «Маленькая Василиса». Лучшая российская анимация для детей (ГДК «Кировский», 1 ч. 32 мин., Детская, 8+)
15:00 «Только для собак»(ГДК«Кировский», 1 ч. 9 мин., Детская, 12+)
17:45 «А-Фильм». Часть 2 (КВАДРО-фильм, 1 ч., Студии, 12+)
18:00 Программа фильмов и встреча с режиссером Марией Муат (Арт-Чердак Дома Кино, 1 ч. 45 мин., Мастер-класс, 12+)
19:00 Пауль Дриссен. «Убийство яйца» (Дом Кино, 1 ч. 7 мин., Имена, 14+)
21:00 Победители. Часть 3.«На взводе» (Дом Кино, 1 ч. 6 мин., Победители, 16+)
22:00 «Фильм Бильдер». «Кольцо огня»(КВАДРО-фильм, 1 ч. 25 мин., Студии, 18+)
27 марта
9:10 Премьеры. Часть 2. «Гошины сказки»(КВАДРО-фильм, 1 ч. 5 мин., Премьеры, 12+)
10:25 Премьеры. Часть 3. «Маша и Медведь» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 6 мин., Премьеры, 12+)
11:00 «Большой Петух»(Дом Кино, 1 ч. 11 мин., Детская, 8+)
13:00 «Гоголь в анимации» (Дом Кино, 1 ч., Спецпрограмма, 12+)
13:00 Программа фильмов и мастер-класс по кукольной анимации режиссера Марии Муат (Арт-Чердак Дома Кино, 1 ч. 45 мин., Мастер-класс 8+)
13:50 Программа фильмов режиссера студии«Пилот»Елены Черновой (КВАДРО-фильм, 1 ч. 5 мин., Спецпоказ, 10+)
15:00 Молодая российская анимация. Часть 2. «Закон жизни» (Дом Кино, 1 ч., Школы, 12+)
17:00 «А-Фильм». Часть 2 (Дом Кино, 1 ч., Студии, 12+)
19:00«Звери». Фильмы студентов академии St.Joost (Нидерланды) (Дом Кино, 56 мин., Школы, 14+)
19:00«Идиоты и ангелы», реж. Билл Плимптон (США) (КВАДРО-фильм, 1 ч. 18 мин., Фильм Закрытия 14+)
21:00 Победители. Часть 4.«В новом жанре» (Дом Кино, 1 ч. 14 мин., Победители, 16+)
28 марта
9:10 Молодая российская анимация. Часть 1.«Дочки-матери» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 6 мин., Школы, 12+)
10:35 Молодая российская анимация. Часть 2. «Закон жизни» (КВАДРО-фильм, 1 ч., Школы, 12+)
11:00 «Только для собак» (Дом Кино, 1 ч. 9 мин., Детская, 12+)
13:00 Программа фильмов и мастер-класс по кукольной анимации режиссера Марии Муат (Арт-Чердак Дома Кино, 1 ч. 45 мин., Мастер-класс, 8+)
13:50 «Только для собак» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 9 мин., Детская, 12+)
15:00 Премьеры. Часть 3. «Маша и Медведь» (Дом Кино, 1 ч. 6 мин., Премьеры, 8+)
17:00 «Фолимаж». «Чужой замок» (Дом Кино, 1 ч. 11 мин., Студии, 10+)
19:00 Закрытие фестиваля.«Идиоты и ангелы», реж. Билл Плимптон (США) (Дом Кино, 1 ч. 18 мин., Закрытие фестиваля 14+)
19:10 Победители. Часть 4.«В новом жанре» (КВАДРО-фильм, 1 ч. 14 мин., Победители 16+)
Программа Большого фестиваля мультфильмов
Мэри и Макс — фильм Открытия
Австралия, 2009 г., 80 мин.
Режиссер, художник, сценарист: Адам Эллиот
Продюсер: Мелани Кумбс
Ироничная, грустная и очень смешная пластилиновая история о дружбе по переписке двух совершенно разных людей — умной восьмилетней девочки из Австралии Мэри Динкль и 44-х летнего американского аутиста Макса Горовица. Через много лет им почти удастся встретиться...
Адам Эллиот, тридцатисемилетний независимый режиссер из Австралии, пять лет назад получивший «Оскара» и два десятка других престижных призов за короткометражку «Харви Крампет», в сущности все время снимает один и тот же фильм. Тринадцать лет назад, заканчивая Викторианский колледж искусств, он снял первую часть из пластилиновой трилогии о своей семье — «Дядя». Картина эта имела большой успех в Австралии, за ней последовали «Кузен» и «Брат» — уже тогда его кино было столь же странным, иронично-печальным и мгновенно узнаваемым. Картины Эллиота статичны, задумчивы, пластилин в них не летает и превращается, как в любимых нами лентах Александра Татарского, а остается просто материалом, из которого создается мир, где живут лупоглазые и большеротые герои, постоянно размышляющие о смысле жизни. Для Эллиота всегда очень важен сценарий, который он тоже пишет сам, в них историю людей, негромко, со спокойными эпическими интонациями, рассказывает голос за кадром, сопровождая почти монохромные картины. Но зрелище это затягивает так, что оторваться невозможно.
«Мэри и Макс», первый полнометражный фильм Эллиота, закончен только в этом году. Но уже начал шествие по фестивалям, и в июне к полному восторгу гигантского зала получил Гран-при главного в мире анимационного фестиваля — во французском городе Аннеси.
Показ проходит при участии компании «Русский Репортаж»
Идиоты и ангелы / Idiots and Angels — фильм Закрытия
США, 2008 г., 78 мин
Режиссер: Билл Плимптон
Имя независимого американского режиссера Билла Плимптона широко известно по всему миру. Его короткометражки долгое время создавали лицо каналу MTV — да и сегодня остаются любимым зрелищем для обитателей Интернета. Фильмы «Твое лицо», «25 способов бросить курить», «Еда», «Как заняться любовью с женщиной» — давно стали классикой. Куда хуже известны длинные фильмы Плимптона, хотя их у режиссера тоже немало: «Я вышла замуж за странную личность», «Мутанты-пришельцы», «Волосы дыбом».
Впрочем, даже самые дотошные специалисты по творчеству Билла, знающие наизусть всю его фильмографию, будут удивлены фильмом «Идиоты и ангелы», который не похож ни на одну из предыдущих картин режиссера. Критики говорят об этом фильме, как об «этапном», намекая на то, что режиссер отметил «Идиотами и ангелами» свой 60-летний рубеж, да и сам Билл признается, что сделал совершенно новое для себя кино.
В основе сюжета история почти религиозная. Главный герой — торговец оружием, грубиян и негодяй — однажды обнаруживает, что за спиной у него начинают расти ангельские крылья. И — что хуже — вместе с крыльями прорезаются у персонажа и ангельские черты характера. И постепенно, несмотря на сильное внутреннее сопротивление, из подонка герой превращается в хорошего человека.
«Идиоты и ангелы» — фильм не только сюжетно и философски насыщенный, но и пронзительно красивый. Неяркий, дымчатый, штрихованный рисунок, стремительность анимационных метаморфоз удивляют своим рафинированным эстетством — и не только потому, что Плимптон более известен скудными комиксовыми брутальными зарисовками, чем художественными красотами, но и потому, что фильм, по собственному признанию режиссера, был сделан очень быстро и очень дешево. Наконец, дополняет впечатление от картины богатый музыкальный ряд: от русских духовных песнопений до песен Тома Уэйтса.
Премьеры
В этом году в премьерном блоке три подборки короткометражных мультфильмов российских режиссеров, снятых за последний год. Две из них рассчитаны на подростков и взрослых, третья — детская.
В программе «Солдатская песня», кроме одноименного мультфильма Елены Черновой, в этом году взявшего Гран-при главного российского анимационного фестиваля в Суздале, есть немало картин, уже поколесивших по фестивалям и собравших солидный урожай призов. И пугающее «Дерево детства» — дебют режиссера «Смешариков» Натальи Мирзоян, и московская легенда о русском святом «Про Василия Блаженного» Натальи Березовой, и лирическая фантазия на темы Чехова «Очумелов» Алексея Демина, и комически-медитативные «Дополнительные возможности Пятачка» Ивана Максимова. А среди совсем новых фильмов — красивый, музыкальный «Роберт Шуман» Ирины Марголиной и Елены Петкевич, и только что законченный диплом выпускника школы-студии «ШАР» Леонида Шмелькова «Собачья площадка». Учителем молодого режиссера был Иван Максимов и это безошибочно узнается с первого появления на экране героев — смешных и трогательных монстров.
Вторая программа, тоже рассчитанная на подростков и взрослых — «Гошины сказки». Здесь так же много призовых картин: давший название программе фильм Дмитрия Наумова по наивным рисункам Гоши Ляховецкого, невероятно смешной микро-сериал Log Jam, снятый в Венгрии бывшим «пилотовцем» Алексеем Алексеевым для канала Nickelodeon, и собравший награды уже со всех мировых фестивалей. А еще — сентиментально-ироничное «Сказание о Петре и Февронии» Надежды Михайловой, уморительная сказка Андрея Соколова из цикла «Гора самоцветов» про злобную и кусачую собаку Розку и фантастический детектив Юлии Ароновой «Камилла», где анимационный герой влюбляется в красавицу из игрового фильма. В этой программе не пропустите совсем свежий, но уже успевший взять первые призы, нежный и ностальгический фильм молодого екатеринбургского режиссера Нины Бисяриной «Поездка к морю», благодаря которому каждый вспомнит, как в детстве ездил на поезде с родителями на юг.
Третью, детскую программу, под названием «Жила была муха», не скучно будет смотреть и старшим. В ней есть две сказки из последней порции «Горы самоцветов» — пластилиновый «Егорий Храбрый» Сергея Меринова, сделанный в духе кукольного вертепа и музыкальная «Козья хатка» Марины Карповой. Два фильма из новых сериалов — «Пропало озеро» режиссера Владлена Барбэ из цикла КОАПП-2, и «Раз, два, три — елочка гори!» Олега Ужинова из 3D-сериала «Маша и медведь». А кроме того — давшая название программе грустная сказка, снятая Аленой Оятьевой по Мамину-Сибиряку.
Победители
В международной программе «Победители» собраны фильмы, получившие на анимационных фестивалях в 2009 году призы и другие награды.
Детская программа
Наши детские программы, как и прежде, составлены из российских мультфильмов, снятых с середины 90-х годов и до сегодняшнего дня.
Как и прежде, детские программы разделены на три возрастные категории. Для самых маленьких мы покажем подборку «Тростниковая шапочка», названную так по трогательному кукольному фильму — английской сказке про отца и трех его дочерей, начинающейся так же, как «Король Лир». Будет в этой программе и веселая «Леталка», названная в 2002-м году на главном российском фестивале мультфильмов «самым обаятельным фильмом для детей», и яркая насмешливая африканская сказка «Самый страшный зверь».
Для младших школьников от 8 лет в детском блоке будут две программы В подборке «Фокус-покус» кроме трогательного и смешного фильма про фокусника, которому никак не удавалось «наколдовать» себе любимую девушку, есть и чудесная картина Софьи Кравцовой «Пудя» по рассказу Бориса Житкова о мальчике, сделавшего себе собачку из кусочка меха, в прошлом году этот фильм получил один из призов нашего фестиваля.
В программе «Большой петух» — сплошные сказки разных народов. Начиная от русской сказки про петуха, спасшего своего хозяина от злой бабы и жадного барина до ненецкой сказки по юношу Майму, спасшему все человечество, монгольской сказки про маленького пастуха Тумура и так далее. Кстати, во всех программах для самых маленьких и для среднего возраста, мы покажем по две новые колыбельные из замечательного цикла «Колыбельные мира» Лизы Скворцовой.
Для старших — подростков и взрослых — мы покажем одну программу. В ней есть и веселые анекдоты: о жизни первобытного охотника и его сварливой жены, о приключениях скелетов в загробном мире и о мальчике, любившем компьютерные игры, а есть и сказки: от иронической истории о том, как молодой человек искал жену, похожую на любимую маму до страшноватой трехмерной сказки про солнце и луну.
Школы
Два года назад в программе первого «Большого Фестиваля Мультфильмов», мы уже показывали молодую российскую анимацию, тогда в нее включили фильмы чуть ли не за десять лет и предполагали, что следующий раз интересная программа наберется не скоро. Но за два года ситуация в корне переменилась: российские школы анимации выпустили целый букет перспективных режиссеров, которые вовсю берут призы на международных фестивалях. А, кроме того, хорошо работающих школ анимации стало больше. Если в прошлый раз практически вся молодая режиссура была московской (выпускники ВГИКа и Школы-студии «ШАР»), то в этот раз только одну программу мы посвящаем москвичам, а вторую отдаем молодой анимации Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
В «московскую» программу вошли фильмы выпускников ВГИКа (главным образом, защитившихся год назад студентов Аиды Зябликовой и Владимира Зуйкова), и только что, перед самым фестивалем, законченные дипломы студентов «ШАРа» (мастера: Андрей Хржановский, Иван Максимов, Алексей Демин). В «питерско-екатеринбургскую» программу вошли фильмы студентов и выпускников Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения, который заметно набирает силу (мастера: Константин Бронзит, Дмитрий Высоцкий, Сергей Овчаров), и выпускников Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии (ученики Сергея Айнутдинова и Оксаны Черкасовой).
Имена
Пауль Дриссен (Нидерланды)
«Начать стоит с того, что Пауль Дриссен способен создать великолепную историю. Этот великий мастер анимации знает как свести вместе простоту и оригинальность и умеет это сделать своим особенным способом, который легко узнается и в то же время непрестанно меняется на протяжении вот уже 30 лет». (из книги Animation now под редакцией Julius Wiedemann)
Дриссен родился в Голландии в 1940. Мальчиком вместе с семьей несколько лет провел в Москве, где его отец-дипломат возглавии новооткрывшееся посольство Нидерландов. Про эти годы, проведенные в одиночестве и полной изоляции от других детей, Дриссен говорит, что они во многом сформировали его как личность. Он научился мечтать и забавлял себя рисованием картинок.
Став взрослым, Дриссен освоил графический дизайн, однако продолжал рисовать картинки, рассылая их на международные конкурсы комиксов. Эти странные рисунки не принесли ему серьезных призов, однако привели его в маленькую голландскую анимационную студию. Здесь он работал над рекламами, когда его заметил канадский режиссер Жорж Даннинг — и предложил первую серьезную работу — над фильмом «Желтая подводная лодка». Вскоре Дриссен переехал в Англию, а потом в Канаду, а потом опять вернулся в Голландию... но не так уж важно было, где он снимает кино, важно было, что Дриссен нашел применение своим рисункам, а они — вскоре снискали ему мировую славу.
«В работах Пауля Дриссена есть все от перевернутых вверх дном сказок и басен до абсолютно оригинальных историй. Множество линий повествования чередуются, перемежаются, расходятся и сходятся воедино в его сюжетах, которые наполнены иронией и горьким, а иногда даже каким-то болезненным юмором. Его фильмы требуют от зрителя абсолютной вовлеченности и пристального внимания, однако в награду за эти усилия зритель обнаружит в Дриссеновских фильмах множество сюрпризов». (из книги Animation now под редакцией Julius Wiedemann)
Юрий Норштейн
Юрий Борисович Норштейн в программе звезд анимации «Имена» парадоксально решил начать свою ретроспективу с ранней и редкой картины, снятой совместно с одним из столпов советской анимации Иваном Ивановым-Вано. Возвышенно-патетическая «Сеча при Керженце о граде Китеже сделана в стилистике древних русских фресок на музыку Римского-Корсакова. За «Сечей» пойдут уже все главные фильмы Норштейна, снятые им с художником Франческой Ярбусовой и композитором Михаилом Мееровичем: «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», а также «Сказка сказок» и «Ежик в тумане», названные последовательно международным жюри в Лос-Анджелесе (1984) и в Токио (2003) лучшими мультфильмами всех времен и народов.
В своих фильмах Норштейн создал особый жанр поэтической анимации, чистой лирики, развивающейся в череде зрительных образов. Здесь внезапные ассоциации, воспоминания, страхи, мечты — важнее собственно движения сюжета. «Ежик в тумане» — короткая сказка о ежике, который шел в гости к своему другу медвежонку, да заблудился в предвечернем тумане, — стала историей о фантазиях и страхах задумчивого и мечтательного ребенка.
В «Сказке сказок» — получасовом фильме-воспоминании, захлебывающемся потоке мыслей и чувств, — притча о поэте соединена со сказкой, детскими впечатлениями и мечтами. Герой фильма — волчок со скорбными глазами, тот самый, про которого детям поют на ночь: «придет серенький волчок и утащит за бочок». Здесь рядом с брошенным старым домом — с забитыми ставнями и скрипучими досками — дождливая осень и рев уезжающих машин. Здесь в снег падают с дерева огромные зеленые яблоки, а румяный ребенок сидит на верхушке дерева и кормит своим яблоком двух ворон. И на голове у папаши, гордо шагающего домой впереди семьи, вдруг вырастает наполеоновская треуголка. В глубине заброшенного дома волчок открывает дверь в детство, словно в ослепительно сияющее лето: в том мире девочка прыгает через скакалку с добродушным двуногим быком, в небе плавает огромная рыба, женщина за домашними хлопотами ждет мужа, а поэт в порыве вдохновения играет на лире. Скатерть улетает со стола под звук уходящего поезда, словно осенний лист.
Среди перебивающих друг друга воспоминаний «Сказки сказок», одно из самых лаконичных и острых — война, увиденная детскими глазами (Норштейн родился в год начала войны). Танцплощадка в тусклом свете одной лампы, пары, танцующие знаменитое танго «Утомленное солнце». И с каждым кашлем заедающей пластинки из пары исчезает мужчина. Под звук уходящего поезда сквозь ряд обнимающих пустоту женщин, уходит строй солдат в военных плащ-палатках. Потом прилетят письма-извещения: «ваш сын...», «ваш муж...», «ваш брат...», и опять заиграет танго, но мало кто из женщин получит обратно своих мужчин. Они так и будут в танце обнимать пустоту, а вернувшийся с войны гармонист окажется одноногим. Кусок черного хлеба на блюдце и поминальный стакан водки означают конец войны. Как считает исследователь анимации Михаил Гуревич, ближайший лирический аналог «Сказки сказок» — фильм Андрея Тарковского «Зеркало», снятый примерно в то же время человеком с близким набором ассоциаций и воспоминаний.
Студии
Программы студии «А-фильм» (Россия)
Екатеринбургская студия анимации А-фильм, хотя существует не так давно и не имеет большого объема производства, сегодня считается одной из самых уважаемых в отечественной анимации. В первую очередь она знаменита уникальными авторскими мультфильмами, которые получают призы по всему миру.
Происхождение «А-фильм» ведет от Свердловской киностудии, на которой снимали мультфильмы еще с середины 70-х годов. В начале 80-х туда пришло новое поколение режиссеров и художников анимации: Владимир Петкевич, Алексей Караев, Сергей Айнутдинов, Оксана Черкасова, Александр Петров (впоследствии ставший оскаровским лауреатом). Позже, в перестроечном 1989-м году было создано самостоятельное Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии, где и стала работать большая часть екатеринбургских аниматоров. А уже в 2000-м году «объединение» стало самостоятельным и назвало себя «А-фильм».
На фестивале мы покажем ретроспективу «А-фильма» в двух частях. В первой части будут самые главные имена студии, пока она еще называлась ТПО художественной мультипликации. Валерий Фомин с лукавой кукольной историей про деда Евлампия и его сыновей, Оксана Черкасова с «пушкинским» фильмом, Алексей Караев с байкой про фельдмаршала Пулькина в духе врак Мюнхгаузена. В эти же годы дебютирует новое поколение режиссеров, до того известных на студии как великолепные художники. Андрей Золотухин и Валентин Ольшванг снимают свои первые фильмы по сценариям рано умершей Надежды Кожушаной, работавшей и с Оксаной Черкасовой. Полные любви и внутреннего драматизма детские воспоминания Андрея Золотухина в фильме «Бабушка» и основанная на детской страшилке «Розовая кукла» Валентина Ольшванга, где в фантазиях девочки страхи смешиваются с ревностью и любовью к матери, сразу становятся знамениты. Оба дебютанта сами остаются художниками своих фильмов и часто выбирают редкую технику «ожившей живописи» (масло по стеклу), которая прославила начинавшего в том же Екатеринбурге Александра Петрова. Тогда же фестивали замечают и фильм молодой англичанки Люси Ли «Птица становится птицей», снятый тоже на екатеринбургской студии. В 2000-м году дебютирует как режиссер еще один художник — Дмитрий Геллер, его лирический «Привет из Кисловодска» берет множество фестивальных призов. С работами Геллера на студии начинает развиваться авторская компьютерная анимация.
Во второй части ретроспективы вы увидите сегодняшний день «А-фильма». Теперь Валентин Ольшванг, Андрей Золотухин и Дмитрий Геллер считаются мастерами. Дебютируют Зоя Киреева (ее проникновенная история о детстве «Девочка дура» собрала массу фестивальных наград) и Екатерина Бражкина со смешной историей о принцессе, мечтающей о недостижимом идеале. На «А-фильме» свою вторую картину снимает Екатерина Соколова и ее нежная деревенская история «Глупая...» по рассказу Юрия Коваля стилистически напоминает фильмы Оксаны Черкасовой.
Студия «Фильм Бильдер» (Film Bilder), Германия
На сайте студии «Фильм Бильдер» можно прочитать такой текст: «Добро пожаловать на веб-сайт, который может сдвинуть горы... или людей, или овощи, или инструменты, или зонтики, или все, что угодно. Познакомьтесь с людьми, которые сделали анимационный клип для хитовой песни „Zehn kleine Jägermeister“ и для фильма „Беги Лола Беги“. Познакомьтесь с анимационной студией „Фильм Бильдер“, смотрите наши фильмы, играйте в наши игры и общайтесь с нами напрямую».
Студия «Фильм Бильдер» была основана 20 лет назад в 1989 году в Штутгарте Томасом Мейер-Херманном, Александром Хевтером, Юргеном Хаасом и др. Помимо рекламных роликов, музыкальных клипов и работ по крупным анимационным проектам студия регулярно выпускает фестивальное кино. С «Фильм Бильдером» связано несколько важных для анимации имен: это и режиссер Гил Алкабец, чьи ранние фильмы («Янкеле», «Рубикон») были сделаны на этой студии; и Андреас Хюкаде; и инфант террибль современной анимации англичанин Фил Маллой.
«На Film Bilder создаются как независимые художественные проекты, так и заказная анимация. Эта двойственность в обоих случаях приводит к улучшенному результату. В конце концов, сочетание таких ингредиентов как вдохновение, и профессионализм — именно тот рецепт, благодаря которому получаются новые и удивительные изображения».
Студия «Фолимаж» (FOLIMAGE), Франция
Студия Folimage была основана в 1984 году Жаком-Реми Жираром, Паскалем ле Нотром и Сержем Бессе, и с того самого момента стала центром французской авторской анимации. Сегодня Folimage — чуть ли не единственная крупная анимационная студия, которая полностью осуществляет свое производство во Франции (большинство крупных продакшнов делается на восточно-европейских или азиатских базах).
Из полнометражных фильмов на студии было сделано две серьезные работы — «Предсказание лягушек» и «Мия и Мигу» (режиссировал обе руководитель студии Жак-Реми Жирар). Однако куда больше, чем полным метром знаменит Folimage своими короткометражками. Великолепные эстетские работы Жана-Лу Фелисиоли и Алена Ганьоля, а также детские фильмы Пьера-Люка Гранжона получили международное признание и немало крупных призов.
Особенную славу студии составил проект La Residence, в рамках которого Folimage с 1993 года поддерживает молодых аниматоров Европы, давая им гранты, производственную базу и возможность делать смелые проекты. Благодаря этой программе было снято множество замечательных фильмов, в том числе «Монах и рыбка» Михаэля Дюдока де Вита, «Трагическая история со счастливым концом» Режины Пессоа, «На краю земли» Константина Бронзита и пр.
Студия находится в Валенсе. С 1999 Folimage основал анимационный институт La Poudrière.
Фестивали
Открытий российский фестиваль анимационного кино (Таруса-1996)
Открытый российский фестиваль анимационного кино возник в конце зимы 1996-го года, в канун столетия кинематографа, и стал первым (и до сих пор единственным) профессиональным и полным смотром отечественной анимации. Он наследовал знаменитым семинарам аниматоров в Доме творчество «Болшево», даже призами фестиваля стали знаменитые «болшевские дощечки», то есть обыкновенные разделочные доски, которые собственноручно оформлял президент фестиваля Александр Татарский и вручал победителям профессионального рейтинга. Директором фестиваля все эти годы был Александр Герасимов.
С самого начала было решено, что Открытый фестиваль должен происходить не в Москве, так что первые шесть лет деятели анимации съезжались под Тарусу, в пансионат «Березовая роща», а с 2002-го года и до сегодняшнего дня смотр проводится в турцентре «Суздаль». Кроме прочего, особенностью Тарусского фестиваля, которая сохранялась довольно долго, было то, что здесь не было отбора фильмов для конкурсного просмотра. Все анимационные ленты, созданные в России за год (потом в этот список попали и белорусские картины) — авторское кино, реклама, клипы, телезаставки — все показывалось на фестивале и оценивалось профессионалами анимации. Позже, когда мультфильмов, особенно любительских, стало уж очень много, от этого правила пришлось отказаться и создать отборочную комиссию. Как сказал Президент фестиваля Александр Татарский: в конкурсную программу не попали фильмы, которые «находятся на стадии освоения языка анимации».
К началу первого Открытого российского фестиваля отечественная анимация была еще в глубочайшей яме, куда она попала в перестроечные времена. Тогда фильмов снималось немного, но список победителей Тарусы-96 все равно выглядит впечатляюще, а большая часть этих картин до сих пор считаются лучшими фильмами постсоветского времени. Составляя нашу программу, мы постарались уместить в ней как можно больше и призеров, выбранных жюри, и победителей профессионального рейтинга, для которого лучшие фильмы называют все профессионалы — участники фестиваля.
Приз за режиссуру Тарусы-96 получил фильм Андрея Хржановского «Лев с седой бородой», получасовая печальная сказка по сценарию Тонино Гуэрры и рисункам Сергея Бархина. Премия за лучший сценарий ушла Сергею Седову, он написал насмешливую и фантастическую современную историю «Про дурака Володю», которую для «Веселой карусели» сняла Галина Мелько. Лучшим дебютом назвали дипломный фильм выпускницы ВГИКа Зои Трофимовой «Мелочь», а приз «Прорыв» ушел Юрию Норштейну за уникальную рекламу компании «Русский сахар».
Профессиональный рейтинг не полностью совпадает с призами жюри. Возглавляет его фильм екатеринбургского режиссера Валерия Фомина «В гостях у деда Евлампия», впрочем, жюри тоже его отметило: Валерий Фомин назван лучшим художником-аниматором кукольного фильма, а сам лукавый дед Евлампий — лучшим персонажем. Один из фильмов этой трилогии мы покажем в ретроспективе студии «А-фильм» (блок программ «Студии»). Второй в рейтинге стоит замечательная кукольная опера «Севильский цирюльник», снятая Наталией Дабижа по английскому заказу для телевизионного цикла «Operavox» (тогда наши аниматоры участвовали во множестве международных проектов). В веселой опере Россини по комедии Бомарше, художник Нина Виноградова по просьбе режиссера сделала неутомимого Фигаро похожим на русского актера Алексея Баталова. А третья в рейтинге — «Нюркина баня» еще одного знаменитого екатеринбургского режиссера Оксаны Черкасовой. Этот фильм о мудрой бабке, снятый по сценарию рано умершей Надежды Кожушаной, с прекрасной графикой Андрея Золотухина, получил огромное количество призов по всему миру и Госпремию в придачу.
Кроме того, в программе, представляющей первый Открытый фестиваль анимационного кино, мы покажем короткий и невероятно смешной фильм студии «Пилот», тоже ставший лидером рейтинга — картину «Гагарин» Алексея Харитиди, получившую мешок престижных призов, включая Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Специальные программы
Заказная анимация
Две подборки российской заказной анимации с 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, по-своему уникальны. Именно прикладная анимация — музыкальные клипы (которым мы отвели целую программу), реклама, телевизионные заставки и образовательные фильмы, в большей степени, чем авторское кино оказывается отражением времени. Ведь чаще всего результат в заказных работах зависит не только от таланта режиссера и художника, но и от требований заказчика, его представлений о прекрасном и модном, и от того, что в тот момент было принято на телевидении, для которого главным образом и снимают эти ленты. Конечно, мы для показа на фестивале выбрали лучшие работы, то есть те, где заказчик дал режиссеру максимальную свободу (есть в этой подборке и несколько клипов, снятых вовсе без заказа, а как авторское кино), и, тем не менее, программы эти выглядят путешествием по времени.
Программу музыкальных клипов мы начинаем с работ одного из самых наших знаменитых клипмейкеров — Рината Газизова. Петербуржец Газизов, теперь живущий в Калифорнии, много работал с популярными исполнителями: Филиппом Киркоровым, Натальей Королевой, Анжеликой Варум, Дмитрием Маликовым. Программа открывается клипом «Зайка моя» 1996-го года и клипами на песни Валерия Меладзе и Николая Фоменко. Еще один режиссер, очень много работающий с заказной анимацией — Дмитрий Резчиков. Мы покажем три его клипа, сделанных в совершенно разном стиле, начиная со знаменитого ролика «Элис». В этой программе будут фильмы, снятые еще в 90-х на студии «Пилот» Александром Татарским и Алексеем Алексеевым с использованием легендарных «пилотовских» персонажей, и один из последних — совсем недавно пилотовец Андрей Кузнецов снял для интернета «бесконечный» ролик «Арам-зам-зам».
У многих клипов есть история: «Люба» Ивана Максимова может считаться авторским фильмом, поскольку режиссер его доделал после того, как заказчики от него отказались (нередкая история для авторов заказной анимации). По просьбе группы «Мумий Тролль» Андрей Золотухин из материала своего авторского фильма «Колыбельная» смонтировал клип на песню «Молодость», Алексей Туркус снял маленький музыкальный фильм с песней Ларисы Долиной в виде поздравительной открытки от ее мужа, Борис Казаков сделал клип на песню Виктора Цоя «Саша», используя рисунки музыканта, специально для фильма о певце «Просто хочешь ты знать». Есть в нашей программе и клипы на музыку иностранных исполнителей: силуэтные ролики живущего в Америке Алексея Будовского и учебная работа «I like birds» Владимира Посохина в питерском Университете кино и телевидения.
Вторая подборка заказной анимации, где собраны реклама, телезаставки и образовательные фильмы, еще разнообразнее. В ней мы собрали прикладные работы цвета отечественной анимации: Юрия Норштейна, Александра Петрова, Константина Бронзита, Ивана Максимова, Дмитрия Геллера, Елены Черновой, рекламу и заставки молодых, но уже известных режиссеров Зои Киреевой, Светланы Андриановой, Алены Оятьевой, Степана Бирюкова, Алексея Почивалова. Есть целый ряд отечественных режиссеров, чья профессиональная репутация очень высока, несмотря на то, что они почти не снимают авторское кино, а главным образом работают в прикладной анимации. Кроме авторов, о которых мы упоминали в связи с нашей первой подборкой, таковы питерские режиссеры и художники Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский — в программе будет и их реклама, и заставки, и образовательное кино, и ленты, снятые по заказу интернет-компаний. А Константин Голубков хорошо известен рекламой «Пива Пит» со смешным героем пивоваром Иваном Тарановым.
Гоголь в анимации
Собирая программу мультфильмов, посвященную юбилею Николая Васильевича Гоголя, мы старались, чтобы картины в нее попали как можно более разные и не самые популярные, поэтому, в частности, решили не включать в нее известную всем дилогию сестер Брумберг конца сороковых-начала пятидесятых годов: «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Нашу подборку мы начинаем с фильма «Нос» великого режиссера и художника Александра Алексеева. Русский по происхождению, Алексеев вскоре после революции эмигрировал во Францию, и уже там изобрел легендарный «игольчатый экран», с помощью которого и создавалась уникальная графика всех его картин. Фильм «Нос» снят в 1963-м году.
Следующая лента — двухчастная картина «Похождения Чичикова» (серии «Ноздрев и Манилов») — снята уже в 1974-м году Борисом Степанцевым, знаменитым постановщиком фильмов про Карлсона. Поэму Гоголя Степанцев сделал кукольной, с гротескными большеголовыми героями и основательными декорациями. Этот фильм, как и «Нос» Алексеева, вполне традиционно следует за текстом писателя, а вот следующая картина программы — «Нос майора», снятая Михаилом Лисовым в 1997-м году на студии «ШАР», — уже была весьма вольной фантазией. В изображении русского абсурда она парадоксально добавляла к Гоголю тексты Хлебникова с Хармсом и широко использовала компьютерные технологии. Ну и последний фильм гоголевской программы — недавняя кукольная экранизация «Старосветских помещиков» под названием «Он и Она». Маленькую повесть о двух стариках Мария Муат превратила в нежные и печальные воспоминания об ушедшей жизни и любви.
Архив
Советская заказная анимация
В фильмографических справках и биографиях режиссеров-аниматоров советского периода, как правило, совершенно игнорируется такая любопытная часть их наследия, как рекламные ролики и заказные фильмы. А ведь в 1964-80-е годы «Союзмультфильм» выпускал в год в среднем от двух до семи рекламных роликов и порядка 3-8 заказных картин. И если рекламные ролики, снятые по заказам Союзторгрекламы или Росторгрекламы, почти не сохранились, то значительная часть заказных фильмов до сих пор находится в Госфильмофонде и на фильмотеке «Союзмультфильма».
Подобные фильмы (длиной около 150 метров) снимались чаще всего по заказам Управления пожарной охраны, ГАИ и Госстраха. Реже заказчиками выступали Институт русского языка (фильмы для иностранцев, изучающих русский), Министерство связи, «Мослифт», Минздрав, Всемирная Организация Здравоохранения, Росохотрыболовсоюз, торговые организации. За последние 20 лет большинство этих работ нигде не демонстрировалось и оказалось крепко забытым даже киноведами, несмотря на то, что авторами подобных фильмов выступали такие знаменитые режиссеры, как Юрий Норштейн, Роман Давыдов, Борис Дежкин и Геннадий Филиппов, Валентин Караваев, Ефим Гамбург, Владимир Пекарь и Владимир Попов, Борис Степанцев, Владимир Полковников, Гарри Бардин, блестящий мультипликатор Виктор Арсентьев, художники-постановщики Леонид Шварцман, Виктор Никитин, Александр Винокуров, Светозар Русаков, Анатолий Савченко... Не говоря уж о том, какие артисты участвовали в озвучании заказных фильмов. В программе «Архив» мы постарались собрать некоторые из сохранившихся заказных работ советских мультипликаторов, по возможности представив и различных авторов, и разнообразие задач, которые в подобных лентах решались.
Выставки
Выставки Большого Фестиваля Мультфильмов представляют прежде всего работы художников и режиссеров Елизаветы Скворцовой и Андрея Кузнецова, которые в прошлом году приезжали на БФМ в Красноярск, чтобы везти мастер-классы.
«Колыбельные мира»
Первая выставка посвящена проекту студии «МетрономФильм» «Колыбельные мира», этот анимационный цикл уже признан профессионалами и имеет множество российских и зарубежных призов, а теперь готовится выйти на широкий экран. «Колыбельные мира» снимаются с 2003 года, за это время было создано 60 фильмов, причем колыбельная каждого народа исполняется на ее родном языке, а сюжеты картин связаны с тем, о чем поётся в песне. Несколько новых фильмов из этого цикла зрители Большого фестиваля мультфильмов смогут увидеть в детских программах фестиваля. Режиссер проекта — Елизавета Скворцова.
«Лубки и Чебургены Андрея Кузнецова»
БФМ представляет персональную выставку интернет-иллюстраций Андрея Кузнецова (также известного в Сети под ником akuaku) — художника-постановщика, режиссера анимационного кино, соединяющего в своих работах интеллектуальность и чувство юмора.
В цикле Андрея Кузнецова «Чебурген», начатом в 2003 году, герои из мультфильма Романа Качанова про Чебурашку, Крокодила Гену и Шапокляк пародийным образом попадают в ситуации масскульта — от классической живописи (русской, реалистической, вроде передвижников и зарубежной, модернистской, вроде Дали) или скульптуры (вроде мухинских «Рабочего и колхозницы») до культового советского и зарубежного кино. Второй цикл Кузнецова, представленный на выставке, — проект «Лубки», который насмешливо обыгрывает традиционную лубочную стилистику, насыщая сюжеты современными реалиями, в том числе и того же масскульта в виде, например, культовых киногероев.
Андрей Кузнецов родился в Южно-Сахалинске в 1966 году. В 1992 окончил художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина, в 2003 — Высшие режиссерские курсы при ВГИК им. Герасимова. С 1990 года работает на Московской анимационной студии «Пилот» аниматором, художником-постановщиком и режиссером.
Выставки пройдут с 19 по 28 марта 2010 года на Арт-Чердаке Дома кино (Красноярск, пр. Мира, 88)
Мастер-классы
Мастер-класс Марии Муат
Мария Муат, когда-то учившаяся работать с куклами у самого Сергея Образцова, сегодня считается в числе немногих отечественных мэтров кукольной анимации. Ее режиссерский дебют — «Дядюшка Ау в городе» — состоялся 30 лет назад, с тех пор Мария Андреевна сняла более двадцати фильмов: «Старуха, дверь закрой!», «Шалтай-Болтай», «Влюбчивая ворона», «Про мышонка», фильмы из цикла «Русская классика — детям», полнометражную картину «Короли и капуста» и др.
На фестивале Мария Муат представит две свои программы. Первая рассчитана главным образом на детей, в ней вы увидите детские сказки и истории, снятые в последние годы. А вторая — уже для взрослых. В ней два фильма по русской классике. Страстная «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского (кстати, ее озвучивали актеры театра «Мастерская Петра Фоменко») и нежная, трогательная «Он и она» по гоголевским «Старосветским помещикам». Последней вы увидите самый последний фильм режиссера — лирическую сказку для взрослых «Непечальная история».
На встречу со зрителями Мария Андреевна принесет куклы, которые снимались в ее работах и покажет несколько фильмов. У зрителей будет возможность задать вопросы режиссеру и узнать об особенностях кукольной анимации.
Встречи и мастер-классы по кукольной анимации пройдут 27 марта в 13:00, 28 марта в 13:00 и 26 марта в 18:00.
Программа фильмов Елены Черновой
Дом Кино: 21 марта в 15:00 пройдут программа и встреча с режиссером
КВАДРО-фильм: 27 марта в 13:50 — программа
Елена Чернова сегодня — один из самых признанных режиссеров среднего поколения. В прошлом году, взяв Гран-при главного в России, Суздальского, анимационного фестиваля, она стала на год его президентом. Кроме того, за последние годы Чернова не раз участвовала в отборочных комиссиях и жюри разнообразных престижных мировых фестивалей и вошла в худсовет студии «Пилот».
В этой программе мы показываем все фильмы, снятые Черновой, от дипломной картины по стихотворению Саши Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку» (здесь Лена сама была и режиссером, и сценаристом, и художником), до самого последнего ее фильма — законченной только что сказки из «Горы самоцветов» — «Солдатская песня», снова по Саше Черному. Вы увидите, что Чернова с легкостью пользуется самыми разными анимационными технологиями и классической рисованной, и перекладкой, и куклами.
А в качестве бонуса мы покажем два рекламных цикла, снятых Еленой Черновой: «Социальные ролики «Правила дорожного движения» она снимала с помощью всей студии «Пилот», сочинявшей сценарии, используя Братьев Пилотов, классических персонажей из фильмов Татарского и Ковалева о сыщиках — колобках. А в цикле реклам для петербургского радио «Классика» режиссером была Алена Оятьева, а Чернова — только художником-постановщиком.
Информация предоставлена организаторами Большого фестиваля мультфильмов в Красноярске