Красноярские железнодорожники сделали тендер для «любимой» компании
Условия конкурса красноярского филиала РЖД на страхование автопарка ограничивают конкуренцию. Но помогают страховой компании ЖАСО, уверены эксперты.
Критерий недопущения
Парк автомобилей РЖД растет регулярно. Естественно, его нужно страховать. Правда, просто так этого не сделать — все-таки государственная компания. Поэтому остается один путь — тендер. Он и проводился в конце прошлого года красноярским филиалом РЖД. Предмет прост — страхование по КАСКО и ОСАГО всех автомобилей Красноярской железной дороги.
Тендер как тендер. Ничего особенного. Кроме разве что наличия вполне специфических критериев оценки участников. Сделано это было для того, чтобы обеспечить выигрыш одной-единственной компании, решили в УФАС края и завели дело.
— При этом, — рассказывают в ведомстве, — критерии эти формировались так, чтобы ни одна компания, кроме нужной, не могла им удовлетворять. Соответственно, если у какой-либо еще компании возникала возможность победить — тут же в систему конкурсных оценок вносились изменения.
Так, например, одним из условий конкурса по КАСКО была «Возможность предоставления Заказчику права выбора условий хранения транспортного средства в ночное время, в том числе на неохраняемой стоянке (без увеличения страхового тарифа)».
— При таких условиях, — говорит председатель Сибирской ассоциации страховщиков Валерий Ревкуц, — тариф должен вырасти, поскольку повышаются риски. К этому же должно привести и страхование (правда, уже по ОСАГО. — «ВК») всего автопарка с условием «допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами» — тариф тоже должен вырасти.
Не обошлось и без противоречий — в одном из пунктов конкурсной документации заказчик (РЖД) настаивает на предоставлении ему права выбора площадки СТОА (станция техобслуживания автомобилей), а чуть ниже выставляет одним из обязательных условий наличие у самого страховщика договоров со СТОА. Закону не противоречит, но где логика?
Меж тем это еще не все — при запуске конкурса его потенциальным участникам даже не был предъявлен перечень автомобилей, тогда как по закону страхуется каждая отдельная машина с учетом года выпуска и режима эксплуатации. Неплохо также приложить ко всему этому статистику страховых выплат. Ведь если транспортное средство побывало в аварии, то владелец на следующий год должен платить за него с наценкой.
Без всех этих данных назначить адекватный тариф просто невозможно. При высокой же аварийности (свыше 4 раз в год) того или иного транспортного средства устанавливается повышенный страховой тариф (увеличение может составить 2,45 раза). А ведь цена страховки занимает первое место (50%) по важности для определения победителя.
— Вообще все эти действия, — уверен Ревкуц, — приводят к двум вещам — демпингу и «отжиманию» неугодных компаний. По тем же расчетам тарифов — сделать их адекватными может только та компания, которая страховала автомобили РЖД раньше, ведь только у нее есть точные данные о парке. Поэтому только она и может выиграть в этом конкурсе.
Ты у меня одна
Той самой единственной оказалась страховая компания ЖАСО, причем никто из первой десятки рейтинга страховых компаний агентства «Эксперт» не смог составить ей конкуренцию.
По сути, как рассказали в УФАС, получилось нарушение сразу двух статей закона «О защите конкуренции» — 17-й (создание преимущественных условий для одного или нескольких участников торгов) и 18-й (порядок отбора финансовых организаций естественными монополиями). Нарушения признаны и доказаны.
В красноярском филиале РЖД комментировать сложившуюся ситуацию оказались, сославшись на то, что у них до сих пор нет постановления УФАС.
— Когда мы его получим, — заявила пресс-секретарь филиала Ольга Гацко, — тогда и будем что-то комментировать. Пока же ясно одно — обязательно будем опротестовывать в суде.
Сумма контракта, по данным антимонопольщиков, невелика — 1,2 млн рублей по ОСАГО (322 автомобиля) и порядка 80 тысяч — по КАСКО (3 автомобиля). Правда, в конкурсной документации указаны несколько иные цифры по парку — 1450 автомобилей по ОСАГО и 20 по КАСКО.
Но самое интересное даже не в этом, а в том — почему именно ЖАСО столь активно осваивает деньги РЖД (именно эта компания является основным страховщиком железнодорожников). И УФАС, и игроки страхового рынка уверены, что ЖАСО является аффилированной структурой РЖД.
— Если взять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, — прояснил ситуацию один из сотрудников Красноярского ЖАСО, наотрез отказавшийся назвать свое имя и должность, — то можно увидеть, что основным акционером нашей компании являются именно железные дороги.
Меж тем ни в открытых документах страховой компании, ни в отчетах РЖД этой информации нет. Кроме, пожалуй, того, что 22% уставного капитала Забайкальского ЖАСО — это деньги РЖД. К тому же, если верить последнему квартальному отчету железнодорожников, первый вице-президент РЖД Вадим Морозов с 2005 года (когда и занял нынешний пост) по 2006-й был членом правления ЖАСО. Насколько именно это отразилось на сотрудничестве с данным страховщиком, неизвестно. Однако факт остается фактом — ЖАСО сегодня самый распространенный страховщик РЖД.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №10 (251)