Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Сообразили на троих

Сообразили на троих

18.05.2010
1

Госдума одобрила закон, реформирующий бюджетные учреждения

Новый закон предписывает деление всех бюджетных учреждений на три группы: казенные, автономные и собственно бюджетные. Смысл всего этого — повышение качества предоставляемых услуг, более жесткий контроль за финансовыми потоками и относительная финансовая свобода тех учреждений, которым это будет в пользу. Впрочем, не разобравшись во всех тонкостях, СМИ начали панику — в первую очередь на тему платного школьного образования, которое может появиться в рамках нового закона.

Шаг вперед

Сообразили на троихСразу оговоримся — закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. Казенные, автономные и бюджетные — в чем разница? В казенных учреждениях с 2011 года не будет никаких особых перемен — по-прежнему для них планируется очень четко прописывать все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и средств на покупку канцтоваров. Деньги для «казенщиков», как и сейчас, намерены перечислять через казначейство и в строго определенное время. Скорее всего, этот статус получат детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы. Кроме того, казенными станут учреждения, относящиеся к обороне и правоохранительной деятельности.

С бюджетными учреждениями все намного интереснее. Деньги станут выделять без особой конкретики в строках расходов. Финансирование — в виде субсидий, но опять же через казначейство. В федеральном Минфине объяснили: когда деньги доводятся по смете (как это было всегда), их получатели заинтересованы лишь в том, чтобы суммы полностью потратить, тем самым добившись расширения сметы на следующий год. Но о повышении качества услуг при этом никто не говорит. Новая система устройства бюджетных организаций, по мнению специалистов министерства, обязана изменить эту ситуацию. С ними же согласны и руководители учреждений.

— При сметном финансировании средства давались под определенные статьи расходов, — рассказывает «Российской газете» Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института. — До конца года обязательно нужно было их, что называется, реализовать. А теперь представьте, что у меня есть деньги на оборудование, а мне позарез нужен ремонт. Переоформлять статью приходилось «длинным кругом», через Минфин, и разрешение приходило лишь в конце года, когда уже, что называется, поезд ушел.

По мнению Кудрявцева, субсидии дают больше возможностей для использования полученных средств. Есть план подготовки определенного количества студентов, есть госзадание, и под реализацию этого задания учреждение получает деньги. А как уж оно их распределит — это дело каждого.

— На зарплату, на капремонт — решает вуз, но, естественно, понимая всю ответственность такого решения. Ответственность здесь — ключевое понятие. Я крайне приветствую новый закон. Это шаг вперед, — заключает Кудрявцев.

Автономными предполагается сделать самые сильные, конкурентоспособные организации, которые получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат не только оказывать платные услуги, привлекать инвестиции, но и тратить доходы исключительно по своему собственному усмотрению.

— Автономные образовательные организации в регионах уже есть. Эту форму выбрали несколько институтов повышения квалификации. Получили статус автономных девять федеральных университетов. Есть уже и такие школы, — рассказала «РГ» Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики.

К слову, автономным в крае является СФУ.

Безопасная опасность

Поверхностное ознакомление с законом привело к тому, что родители школьников по всей стране начали тихо истерить. Ведь образовательные учреждения, в том числе и школы, также ждет реформирование. Мнение, что бесплатными останутся лишь базовые школьные предметы, а основная масса станет платными, распространилось по стране со скоростью чумы.

— Все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, будут бесплатными для учеников. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом, — успокаивает родителей Абанкина. — К примеру, в школе, которая стала автономной, преподается три иностранных языка. Один для детей будет бесплатным, а за уроки второго и третьего предложат заплатить.

Об этом же заявил и министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Любопытно, что во многих регионах подобная практика работы бюджетных учреждений уже есть.

— В регионах уже два года идет перевод бюджетных детских садов, поликлиник, интернатов, школ в статус автономных. И никаких социальных катастроф. Потребители довольны. В Тюмени, например, все детские сады автономные. Воспитателям, нянечкам выгодно, чтобы дети посещали детский сад и не болели, потому что теперь каждое посещение ребенком оплачивается государством. И персонал с детей буквально пылинки сдувает.

Уязвимой пока остается сфера медицинских услуг. Здесь очень важно не только само по себе наличие медицинских стандартов, но их финансовое подкрепление. Однако и здесь появляются образцы для подражания. Например, Пермский край, где медицинские стандарты утверждены и тесно увязаны с финансированием. В целом же закон призван усилить конкуренцию между разного рода учреждениями за бюджетные деньги и сделать государственные услуги для населения более доступными, гарантированными и прозрачными. Вопрос — получится ли?

Комментарии

Вадим Янин, министр здравоохранения Красноярского края:

— Больших изменений из-за перераспределения организаций в бюджетной политике не произойдет. Ведь обеспечить уровень конкурентности можно только в Красноярске и наших средних городах, во всех остальных населенных пунктах увеличивать объемы платных услуг и коммерческой деятельности невозможно. Там нет ни условий, ни возможности. Мы не боимся, что произойдет излишняя коммерциализация здравоохранения в принципе. Вы наверняка знаете, что сейчас даже коммерческие медицинские организации борются за государственный заказ, и в этом отношении каких-то изменений в программе госгарантий не произойдет. Изменения лишь расширят возможности больниц, и не более того. Что касается отмены платных услуг, о которой много говорили, то сейчас план отказа от них претворяется в жизнь. В этом отношении появление нового закона поспособствует тому, чтобы все понимали свое место — кому положено оказывать платные услуги, какие это услуги и так далее. На сегодня нормативные акты, которые регулируют оказание платных услуг, устарели. Требуются изменения, которые новый закон как раз дает.

Татьяна Казанова, депутат Красноярского городского Совета, директор средней школы № 10:

— Казенные и бюджетные учреждения будут работать на муниципальный заказ, который есть и сейчас. А платные дополнительные услуги официально закрепят за этими учреждениями. При этом опять же платные услуги в тех же школах давно оказываются — это все, что не входит в базисный план. Речь в законе в первую очередь идет о финансировании и разных финансовых потоках. Определить, хорошо это или плохо, мне пока сложно. Но в общем могу сказать — а почему бы и нет? Ведь у нас все вузы имеют хорошую прибыль от платных услуг, так почему бы им самим не платить за содержание здания? Тогда Федерация отдаст деньги, которые предназначались вузу, на другие нужды — например, на образовательные учреждения, которые не имеют платных услуг. Закон даст возможность научиться считать деньги.

Василий Моргун, депутат Законодательного собрания края, директор ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации»:

— Я в стане тех людей, которые относятся к закону спокойно. Сейчас бюджетные учреждения по факту имеют два источника финансирования. Кстати, госучреждение, которое я возглавляю, также планируется под автономизацию. Мы сами будем распоряжаться финансами и формировать смету. Это очень выгодно, потому что повышается самостоятельность. Говоря об истерике, которую начали родители, скажу, что 43-я статья Конституции четко формулирует виды образования, которые предоставляются в стране бесплатно. В этом смысле перешагнуть Конституцию невозможно. В этом смысле закон технический — никаких новаций в деятельности учреждений он не вызовет, к росту количества платных услуг не приведет. Нужно будет четко отслеживать процедуры и все движения денег. Я, например, являюсь сторонником того, чтобы 30 % от поступления внебюджетных средств направлялись на заработную плату сотрудников. Однако зачастую — особенно в вузах это распространено — объединяют бюджетную и внебюджетную группы, а заработную плату преподавателям платят одну.

Ольга Зимина, директор частной «Школы менеджеров» при средней школе № 143:

— Нашей частной школе уже 18 лет, поэтому все механизмы отработаны. Родители привыкли, что за дополнительное образование необходимо платить. Именно поэтому конкуренции мы не боимся — наши дети с первого класса и до окончания учебы получают дополнительное образование. Хотя конкуренция, конечно, будет. Однако, мне кажется, будет она несильной и неагрессивной — у нас в городе не такой большой процент родителей, готовых платить за дополнительное образование, вырастить бы ребенка. Но, с другой стороны, в наших школах достаточно хорошие педагоги, чтобы предложить качественное допобразование.

Владимир Донов, «Вечерний Красноярск», №18 (259)

Рекомендуем почитать