Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Впереди планеты всей?

Впереди планеты всей?

03.06.2010
0

К середине века Китай возглавит мировую экономику

В Древнем Китае императора считали наместником неба на Земле, а подвластной ему территорией представляли весь поднебесный мир. Словно продолжая мыслить как их предки, современные китайцы двигают свою страну вперед, достигая все новых и новых высот в экономике и политическом влиянии на мир.

В числе ярких примеров китайской успешности можно привести удержание курса национальной валюты Китая и создание собственного, не связанного с международным, «переполненного сосуда» банковской ликвидности. Вполне возможно, что мифы древних китайцев о мировом господстве окажутся пророческими.

Родина великих открытий

Впереди планеты всейНа протяжении всей истории Китай раздирали междоусобные сражения и войны с другими государствами. Но, несмотря на это, страна сохранила множество памятников культуры и искусства, созданных в далеком прошлом. В Древнем Китае изобрели компас и порох, бумагу и книгопечатание. Последнее — раньше европейского на 500 лет. Великая Китайская стена и Великий Китайский канал, Великий шелковый путь, связавший Китай со странами Центральной Азии, — страна переживала период великих свершений уже на заре своего существования. Быстрыми темпами развивались китайская литература, живопись, театральное искусство, медицина, происходило формирование философской мысли. В числе учений выделились конфуцианство и даосизм, позже к ним добавился буддизм.

Но расцвет закончился: в 1271 году, после завоевания Чингисханом китайских земель, императором Китая стал внук великого хана Батыя. После монголов китайская династия Мин на три века вернула себе трон, но вот удержать его не удалось, и в 1644 году Китай захватили маньчжуры, правившие Поднебесной до середины XIX века. Потом по стране прокатились мощные антиправительственные восстания, произошел ряд военных конфликтов с Португалией, Голландией, позже — с Англией, Францией, Германией, Россией и Японией. В начале XX века Китай из империи стал республикой. А уже в 1949 году была образована КНР.

В это время Китай на 90% представлял собой аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. И в 1958 году Мао Цзэдун, ставший в 1954 году председателем КНР, объявил о начале политики «большого скачка», цель которой — достижение высокого уровня выплавки чугуна и стали. Каждый человек должен был устроить в своем дворе маленькую доменную печь и варить чугун и сталь. Но качество продукции оказалось таким низким, что использовать ее было нельзя. Отвлечение большого количества людей на выплавку стали и неудачные сельскохозяйственные эксперименты привели к значительному снижению урожаев. В результате политика «большого скачка» привела Китай к голоду и миллионным жертвам, экономическому упадку.

Немногим позже, с 1965 по 1976 год, в Китае под руководством Мао Цзэдуна и его сподвижников произошла Культурная революция. Развернулись политические репрессии: интеллигенцию, деятелей культуры отправили «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы. Этот период вошел в историю страны как один из самых тяжелых и нанес непоправимый урон культуре Китая в целом.

После смерти Мао Цзэдуна Китай берет курс на политику реформ. Страна начала строить экономику, которая характеризовалась значительной долей присутствия государства, но в то же время имела все признаки рыночной. Реформы в Китае начались с деревни и постепенно охватили города. В страну привлекали иностранные инвестиции, создавали особые экономические зоны, заимствовали различные технологии, ввозили передовую технику и приглашали на работу квалифицированный персонал.

Секреты успеха

«Новый курс», провозглашенный Дэном Сяопином еще в 1978 году, развивается до сих пор. Благодаря последовательным и постепенным реформам экономика Китая продолжает свой рост, а, по прогнозам аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, к 2050 году сможет догнать экономику развитых стран и обогнать мирового лидера — экономику США.

С началом ипотечного кризиса в США летом 2007 года экспорт китайской продукции стал существенно сокращаться. Китаю пришлось сдерживать рост своей экономики, стимулировать внутренний спрос и одновременно увеличивать поставки за рубеж. Поэтому с 1 января 2008 года китайское правительство отменило льготные налоговые режимы для иностранных предприятий, что оказало существенную поддержку местным производителям и экспортерам.

Китайские товары конкурентоспособны за счет своей дешевизны. Их небольшая себестоимость формируется благодаря большому количеству дешевой рабочей силы. По данным Национального бюро статистики, численность населения КНР в настоящее время превышает 1,3 млрд человек, а, по прогнозу ООН, в 2050 году составит 1,517 миллиарда.

Благодаря опять же дешевой рабочей силе и продуманной политике Китай привлекателен для иностранных инвесторов. Поэтому многие товары известных брендов производятся именно в КНР. Наряду с этим в страну привлекаются новейшие технологии. Огромным плюсом экономики Китая является продуманная финансовая политика: управление курсом юаня, инфляцией и прочим. Примером такой политики стало ограничение кредитования в 2009 году.

Копирование является основным способом производства в Китае. Власти страны иногда делают попытки борьбы с подобным пиратством, но без особого рвения, так как при закрытии копирующих производств потеряется множество рабочих мест и сократятся поступления в казну государства. Кроме того, в современном Китае огромные денежные средства выделяются на развитие науки и создание собственных разработок.

Совокупность всех этих факторов делает Китай динамично растущей страной. Без проблем, конечно, тоже не обходится — это и экологическая безопасность, и перенаселение, и нехватка природных ресурсов, и многие другие вопросы, которые правительству КНР еще предстоит решить.

Мировое ателье

Впереди планеты всейЛюбая покупка одежды с пометкой Made in China делает китайское государство богаче: текстильная промышленность приносит в бюджет Китая каждый пятый юань.

Большинство брендовой одежды, как, впрочем, и той, что не может похвастаться узнаваемым фирменным стилем, шьется китайскими портными, благодаря чему за Китаем закрепился статус мирового ателье. На территории страны действует около 50 000 предприятий по производству различных предметов одежды. В большинстве своем это небольшие фабрики, часто относящиеся к так называемому семейному бизнесу. Из 100 производителей в Китае только у 30 есть зарегистрированная торговая марка. По официальной статистике, сейчас в отрасли их более 200 000, однако фактически половина из них не используется.

Считается, что в Китае низкий уровень производственных затрат. Но, как показывает мировая практика, ситуация постепенно меняется — у страны появляются мощные конкуренты. В настоящее время стоимость рабочей силы во Вьетнаме, Бангладеш, Пакистане и ряде других азиатских стран ниже, чем в КНР. По данным компании Optim Consult, в период с января по сентябрь 2009 года экспорт продукции из Вьетнама вырос почти на 22% — с 3,3 млрд долл. до 4,08 млрд долл. Сейчас Вьетнам находится на втором месте после Китая по объему экспорта одежды в США. За прошедший год почти 45-процентный рост объема экспорта текстильной продукции продемонстрировал и Бангладеш, при этом крупнейшие предприятия страны практически полностью переориентировали свое производство на внешний рынок. Свои позиции на мировой арене укрепляют и другие развивающиеся страны, которые имеют явные преимущества — более низкую себестоимость рабочей силы и специальные льготы по импортным пошлинам со стороны развитых западных стран.

Попытки китайцев сократить затраты на рабочую силу путем перемещения производственной базы во внутренние районы страны, где труд рабочих дешевле, ведут к росту транспортных издержек — доставка готовой продукции до портов становится дороже. Таким образом, с выходом новых игроков-конкурентов позиции Китая слабеют, а на рынке мировой торговли одеждой все увереннее заявляют о себе Вьетнам, Бангладеш, Турция, Камбоджа, а также Индия, Пакистан и Шри-Ланка.

Выращено в Китае

Хотя Китай и имеет статус крупнейшего производителя фруктов, по качеству их производства республика все еще остается далеко позади многих развитых стран. Рынок китайских фруктов специалисты и потребители по-прежнему характеризуют как низкокачественный, с узким ассортиментом и низкими ценами.

Во фруктовой отрасли заняты в основном небольшие фермерские хозяйства. Садоводам в большинстве своем не хватает знаний, современных технологий и автоматизированной техники, которые позволяли бы значительно увеличивать урожай. Сбор фруктов по-прежнему происходит вручную, причем рост зарплат в отрасли (на 10-30%) существенно сокращает доходы фермеров от продажи конечной продукции. Кроме того, большие площади фруктовых садов расположены в сельской местности или в горах, что сильно затрудняет транспортировку. Таким образом, найти покупателя или торгового посредника зачастую оказывается весьма проблематичным.

Серьезной проблемой является и низкое качество выращиваемых в Китае фруктов. В настоящее время только 30% из них можно отнести к разряду высококачественных. Остальные вызывают массу нареканий и доставляют сложности при экспорте. Чтобы оценить нереализованные возможности китайского экспорта фруктов, достаточно принять во внимание тот факт, что основная часть стран — потребителей фруктов состоит в ВТО, пропагандирующей «зеленые» торговые барьеры. Лишь незначительное число китайских фруктов подходит для дальнейшей переработки (всего 10% от общего урожая, в том числе 20% апельсинов, менее 20% винограда). Хранению подлежат менее 15% выращиваемых фруктов, причем лишь 1% после покрытия воском, маркировки и упаковки подходит для продажи в межсезонный период.

Вместе с тем, по данным министерства сельского хозяйства КНР, рынок китайских фруктов ожидает новая ступень развития. Постепенно упорядочивается структура, улучшается качество товара. На последнее китайским садоводам придется обратить самое пристальное внимание, так как именно от этого критерия зависит конкурентоспособность фруктов на международном рынке. В ближайшие 5-6 лет планируется увеличить общую площадь фруктовых садов на 100 000 гектаров, при этом суммарная стоимость выращиваемых на территории республики фруктов достигнет 40 млрд долл., что составит 10% от стоимости продукции всего сельскохозяйственного сектора Китая. Правда, качественный скачок на фруктовом рынке не сможет произойти быстро: для этого потребуется достаточно много времени, сил и материальных затрат. Зато ожидается, что конечный результат окажется весьма эффективным, и это вполне предсказуемо для рынка, обладающего большим потенциалом.

Побывать в поднебесье

В последние несколько лет Россия входит в число крупнейших потребителей туристических услуг Китая. Согласно экспертным оценкам, российские туристы по своей численности традиционно занимают четвертое место в общем количестве посетивших Поднебесную иностранцев, уступая только туристам из Южной Кореи, Японии и США.

Безусловно, Китай имеет высокую привлекательность в глазах туристов из-за своей уникальной культуры, истории, географии (три климатических пояса). Для значительной части населения восточных регионов России положительную роль играет и географическая близость наших стран. Несмотря на то, что Китаем правят коммунисты, в стране развита рыночная экономика, имеется изобилие товаров, а государственный контроль и цензура почти незаметны. Правительство Китая инвестирует существенные финансовые средства в продвижение туристических услуг и создание положительного имиджа своей страны в России, действует упрощенный визовый режим. Конечно, это не может не сказаться на количестве туристов, желающих посетить диковинную страну.

Вместе с тем мировой финансовый кризис ударил и по развитию китайского туризма. Согласно статистике Ростуризма, за период с января по сентябрь 2009 года число российских туристов, посетивших Китай, снизилось на 53,2% (с 1,5 млн человек до 716 200 человек). Возможно, что дополнительным негативным фактором стал рост цен на туры в Китай. Однако правительство Китая способствует восстановительному процессу, оказывая поддержку туристической индустрии.

Самыми популярными местами отдыха иностранцев остаются Пекин, Шанхай и Гонконг с его развитой инфраструктурой и высоким уровнем сервиса. Или, например, морской курорт Санья на острове Хайнань, где купальный сезон продолжается фактически круглый год. Другое направление — восточное. Высокой популярностью пользуется Харбин, столица пограничной провинции Хэйлунцзян. Лучшее время для поездок в Китай — поздняя весна (апрель и май), а также осень с сентября по октябрь (на юге — с ноября по декабрь). А вот на Хайнане можно отдыхать в любой сезон. Среднегодовая температура там составляет +28°C, температура морской воды — +25,6°C.

Журнал Советник

текст: Светлана Губанова

Рекомендуем почитать