Брокеров становится меньше
1 июля этого года вступил в силу приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) о размере собственного капитала компаний, предоставляющих брокерские услуги. Это — первый этап введения новых требований, разработанных ФСФР еще год назад. Эксперты фондового рынка считают, что меры несвоевременны и приведут к резкому сокращению числа профучастников.
Денежный барьер
В начале июля прошлого года глава ФСФР Владимир Миловидов так объяснял необходимость новых правил игры на фондовом рынке для профессиональных участников: «На сегодняшний день главная и важнейшая задача на финансовом рынке — это капитализация и консолидация. Пусть их (профучастников. — „ВК“) будет меньше, но они должны быть сильными, надежными, крепкими и контролируемыми, чтобы не нарушали требования законодательства и интересы граждан, инвесторов, которые на финансовом рынке работают». Тем самым глава ведомства подчеркнул: новые правила направлены главным образом на защиту прав и интересов инвесторов — рядовых игроков, пользующихся услугами брокерских компаний. Цель — определив минимальную финансовую черту входа в рынок, расчистить его от тех брокеров, у которых недостаточно собственных средств и у которых потому невысок порог ответственности перед клиентом.
Первый этап реализации декларированных мер начался 1 июля 2010 года. До этих пор минимальный размер собственных средств профучастников с брокерской лицензией составлял 10 млн рублей, с дилерской — 5 млн рублей, с лицензией на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами — 10 млн рублей. С 1 июля этого года для участников рынка, которые имеют три базовые лицензии — на осуществление брокерской, дилерской и деятельности по доверительному управлению, — минимальный размер собственных средств установлен на уровне 35 млн рублей.
Год назад Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) заявляла о том, что считает решение ФСФР ошибочным. «Я думаю, что это несвоевременная мера», — говорил в интервью информационному агентству Интерфакс глава ассоциации Алексей Тимофеев. Правила вступили в действие, но позиция профучастников и отношение к этим правилам не изменились.
— На мой взгляд, это глупость полнейшая, — считает директор Красноярского представительства НАУФОР Виктор Прохоров. — В США аналогичные требования по собственному капиталу — 5 тысяч долларов. Несопоставимо.
По мнению Виктора Прохорова, брокерская, а особенно дилерская деятельность — это вообще мелкое предпринимательство, работа на себя. Получается, вместо того чтобы способствовать его развитию, государство в лице ФСФР этому препятствует. В качестве подтверждения своей позиции он приводит такое сравнение. В 1994 году Ассоциация профессиональных участников рынка ценных бумаг Красноярского края выпустила справочную брошюру, где значилось больше 40 лицензированных профучастников. До июля 2010 года их количество увеличилось, по оценке Прохорова, примерно до 60. Сегодня их осталось меньше десятка.
Защита трейдера
По мнению других экспертов, смысл в повышении ценового барьера для профессиональных брокеров все-таки есть. И в том, что крупных компаний, предоставляющих эти услуги, на рынке остается не так много, они не видят ничего страшного.
— Суммы, с которых начинается игра на рынке, здесь существенно выше, чем при покупке, например, ПИФов, — говорит руководитель клиентского отдела Красноярского представительства компании «Финам» Дмитрий Зотов. — Брокерское обслуживание начинается с 30 тысяч рублей.
Понятно, что чем выше сумма, которую трейдер выкладывает из своего кармана, тем выше риски. В своих действиях игрок опирается на аналитику, выложенную на сайтах брокеров в Интернете. По словам Дмитрия Зотова, сайт «Финама» ежедневно фиксирует больше 100 тысяч посещений. Статистика других похожих ресурсов крупных брокеров отличается не принципиально. Решение о том, какую акцию купить, трейдер принимает самостоятельно, опираясь на аналитику. Брокер выполняет роль посредника: предоставляет информацию о торгах, проводит на бирже клиентские сделки, зачисляет-списывает средства и ценные бумаги, проводит все расчеты и удерживает свою комиссию. Комиссия составляет обычно небольшую величину — скажем, 0,03 процента от суммы сделки. Другие издержки клиента — 0,01 процента в пользу биржи и 150 рублей депозитарию за то, что он учитывает ценные бумаги. Остальное — доход игрока. Минус, конечно, НДФЛ.
— В долгосрочном периоде рынок у нас растущий, — говорит Дмитрий Зотов. — Несмотря на два кризиса — 1998 и 2008 годов, — фондовый рынок России прирастал ежегодно в среднем на 30 процентов. То есть, даже если просто купить и держать акцию, чтобы потом продать ее, выигрыш очевиден. Но рынок можно обыгрывать, покупая на минимуме и продавая на пике. Чем опытнее трейдер, тем выше заработок.
По оценке Зотова, средний заработок трейдера составляет около 6 процентов в месяц. В год соответственно —
Доверься мне
Если в случае торговли с участием брокера инвестор самостоятельно принимает решение о том, что купить или продать, то при доверительном управлении ответственность за принятие решения берет на себя управляющий. Здесь игра начинается от миллиона рублей. Стратегия оговаривается индивидуально, управляющий сам подбирает инструменты инвестирования. Он напрямую заинтересован в том, чтобы клиент получил как можно более высокую прибыль: 20 процентов от сверхприбыли управляющий забирает себе.
— Стратегии доверительного управления основаны на долгосрочных идеях, на них можно прилично заработать, — поясняет Дмитрий Зотов. — Риски здесь сводятся к минимуму за счет профессионализма управляющего.
Решение ФСФР об увеличении собственного капитала компаний-брокеров как будто и направлено на то, чтобы на рынке остались профессионалы. Однако, по мнению членов НАУФОР, новые правила в отрыве от комплекса других необходимых мер могут привести к подавлению конкуренции на фондовом рынке.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 30 (271)