Красноярский рынок энергетических компаний — обширен и разнороден. О том, кто представлен в этой отрасли, как формируются тарифы на электричество и какие нововведения ожидаются в ближайшее время, нам рассказал Александр Ананьев, заместитель председателя Региональной энергетической комиссии (РЭК) Красноярского края.
Сетевые отношения
Александр Александрович, давайте начнем с того, что сегодня из себя представляет энергетический рынок нашего региона. Насколько он однороден: на нем присутствует несколько компаний-монополистов или же десятки, сотни предприятий? Ведь многие красноярцы уверены, что едва ли не единственный игрок на рынке — «Красноярскэнерго».
До реформирования энергетики в России, действительно, самым крупным участником рынка была эта компания. Реформа, о которой идет речь, продолжается до сих пор, а в 2005 году в рамках реорганизации РАО «ЕЭС России» произошло разделение «Красноярскэнерго» по видам бизнеса — на несколько независимых предприятий. Во-первых, это ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» — генерирующая компания, которая производит электрическую и тепловую энергию на своих станциях. Во-вторых, непосредственно «Красноярскэнерго», которое стало филиалом «Межрегиональной распределительной сетевой компании Сибири» и является сетевой организацией, распределяющей произведенное электричество по сетям. И, наконец, ОАО «Красноярскэнергосбыт» — большинство потребителей края имеют договорные отношения с этой компанией по поводу платы за потребленную энергию.
Всего же на рынке сегодня представлены сотни фирм. Их можно разделить на тех, кто производит энергию, оказывает услуги по ее передаче по распределительным сетям и занимается сбытом. Отсюда и классификация: генерирующие, электросетевые и сбытовые компании, каждая из которых выполняет свои функции на рынке. Только сетевых предприятий на территории края — порядка 62! А филиал «МРСК Сибири» — «Красноярскэнерго» — крупнейшее из них. Услуги по передаче энергии — это в большей степени монопольный вид деятельности, так как пользователь не может «переподключиться» к другим сетям, он привязан к одной сетевой компании. Поэтому все крупные сетевики являются подконтрольными государству предприятиями (неслучайно контрольный пакет акций «МРСК Сибири» принадлежит государству. — «ВК»).
В целом же рынок действует по законам здоровой конкуренции. Главная цель реформы энергетики и заключалась в том, чтобы отойти от государственного регулирования цен на рынке и «отпустить» их в свободное плаванье.
Таким образом, тариф на электроэнергию складывается из нескольких составляющих. Если посмотреть в процентном соотношении, кому, сколько и за что мы платим?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы кое-что пояснить. Отправная точка для формирования тарифа — непосредственная стоимость энергии. Это та сумма, которая «уходит» генерирующей компании в компенсацию затрат на производство энергии. Она устанавливается один раз за год и вступает в силу с 1 января. Остальная сумма тарифа формируется из оплаты услуг по передаче энергии и сбытовой набавки. Все потребители, существующие на территории края, дифференцированы по уровню напряжения сетей, по которым к ним поступает энергия. Причем от последнего не зависит ни цена энергии, ни сбытовая надбавка. Меняется только стоимость «транспортировки». Чем выше напряжение, тем дешевле услуги по передаче.
Разберем, к примеру, тариф на этот год для потребителя высокого напряжения (как правило, это заводы и крупные предприятия). За один МВт-ч следует заплатить 868,13 рубля, из них генерирующей компании «положено» 391,51 — это стоимость самой энергии. Сбытовая надбавка составляет порядка 66,09 руб. за кВт-час. Все остальное, а это примерно 410 рублей, — плата за передачу по электросетям. Для среднего первого уровня напряжения эта сумма сейчас 463,13 рубля, для среднего второго — 922,03 рубля, а для низкого — 1650,11. Именно низкое напряжение подается в жилые дома Красноярска. Таким образом, можно примерно подсчитать в процентах, за что и кому мы платим, рассчитываясь по квитанции за свет.
Вне регулирования
А какие еще факторы влияют на тариф? Что такое нерегулируемая составляющая на рынке электрической энергии и сказалось ли ее увеличение на размере тарифа этого года?
В процессе реформирования энергетической отрасли для того, чтобы не произошло резкого повышения тарифов, правительство РФ приняло решение о поэтапном увеличении нерегулируемой составляющей.
Не регулируемой кем?
Государством. Если мы обратимся к истории вопроса, то увидим, что электрическая энергия всегда подлежала регулированию. На федеральном уровне утверждались предельные уровни тарифов, а на региональном — конечные суммы платежей для потребителей. Как раз эту функцию и выполняет Региональная энергетическая комиссия. Сейчас же идет процесс либерализации электроэнергии. То есть с каждым годом на рынке все больше энергии, которая покупается по рыночной стоимости. И все меньше продается по тем ценам, которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. На 1 июля этого года 85% энергии на рынке Красноярского края относится к первой категории, то есть продается по свободной цене.
Насколько болезнен этот переход для потребителей? В каждом регионе своя специфика. В Красноярском крае стоимость электроэнергии традиционно была одной из самых низких в России, наряду с Иркутской областью и Хакасией. Для этих регионов, имеющих свою гидрогенерацию, либерализация вызвала увеличение темпов роста платежей потребителей. В Красноярске цена тоже увеличивалась более высокими темпами. Сейчас рыночная цена энергии в нашем крае в два раза превышает регулируемую, поэтому чем больше доля первой, тем выше плата за свет. Но, по нашим подсчетам, стоимость нерегулируемой энергии за последние полтора года увеличилась только на 1,73%.
Полный переход на нерегулируемый рынок произойдет 1 января 2011 года, то есть уже через полгода. Ожидается, что тогда стоимость энергии выравняется по всему сибирскому региону. Не попадает в рыночные отношения только «Норильско-Таймырская энергетическая компания», которая снабжает теплом и электричеством Норильск, Дудинку, Игарку и поселок Снежногорск. НТЭК не имеет связи с общероссийской отраслью и работает на своем, закрытом для других игроков участке.
Километры и мили
А как скажется на тарифе следующего года ситуация с «РУСАЛ-Красноярск», который отказался оплачивать счета по принципу «последней мили»?
До реформирования все сетевые объекты в крае принадлежали «Красноярскэнерго». Затем объекты напряжением 220 кВ и выше были переданы Федеральной сетевой компании, а вместе с ними должны были уйти и потребители. Это в основном крупные заводы, доход от которых был очень важен для работы территориальных сетевиков. Оставить местные сети без поддержки таких крупных предприятий, как КРАЗ, означало возложить на плечи обычных красноярцев непомерно большие платежи. Для того чтобы этого не происходило, законодатели разработали принцип «последней мили»: незначительная часть оборудования была отдана в аренду местным компаниям, и в том числе филиалу «МРСК Сибири» — «Красноярскэнерго». Чтобы узаконить возможность распределения платежей крупных потребителей между ФСК и МРСК. Хотя услуги, которые оказывают территориальные сети для заводов, на самом деле формальные.
КРАЗ же не пожелал платить на «два фронта» и через суд подтвердил свое право на то, чтобы, минуя красноярские сети, платить за электроэнергию напрямую ФСК. Его точка зрения понятна: завод стремится сэкономить. Однако из-за этого «Красноярскэнерго» недополучит в текущем году 3,5 млрд рублей. А если и другие предприятия, которые работают на территории региона по принципу «последней мили», последовали бы примеру завода, то тарифы в крае в следующем году могли бы вырасти на 76%!
Сейчас ведется работа на местном и федеральном уровне для того, чтобы не допустить подобной ситуации и вернуть деньги КРАЗа местным компаниям. Тем более что действие закона о «последней миле» продлили до 2014 года.
Правительство РФ утвердило переход с 2011 года сетевых компаний на тарифообразование по методике RAB. Чем эта методика отличается от применяемой сегодня?
Сейчас для формирования тарифов на определенный период компании используют метод обоснованных расходов. То есть предприятия ежегодно показывают регулирующему органу, то есть РЭК, результаты своей деятельности за отчетный период, заявляют о планируемых тратах и раскрывают свои планы на увеличение тарифов. Мы эту информацию проверяем и корректируем.
Методика RAB, также ее называют методикой доходности инвестированного капитала, уже начала применяться в нашей стране. Здесь система подсчета кардинально другая. Энергетическое предприятие разрабатывает инвестиционную программу, по которой планирует развиваться в ближайшие годы: реконструировать сети, строить новые объекты и подстанции и т. д. Программа утверждается на региональном уровне, после чего компания получает право в течение трех-пяти лет умеренно увеличивать тарифы для потребителей, а на эти деньги проводить модернизацию сетей. В итоге, спустя несколько лет, будут максимально снижены издержки по транспортировке энергии, а значит, и тарифы будут значительно меньше, а качество оказываемых населению услуг повысится.
Подобные программы применяются в Венгрии, Италии, Франции. И в России Федеральная сетевая компания с этого года начала работать по новому методу.
Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 30 (271)