Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Все подряд

Все подряд

12.08.2010
0

Не каждое предприятие имеет право нанимать другие фирмы «в помощь»

Сложные отношения между фирмами, взаимодействующими при ремонте и строительстве дорог, регулируются федеральными законами. Однако механизмы «черного подряда» все еще работают. Вот и получается, что иногда асфальт укладывают совсем не те предприятия, которые прописаны в документах.

Сходить на сторону

Все подрядВ строительстве, ремонте и реконструкции дорог Красноярского края действуют общие для строительной индустрии правила. Существует заказчик, в лице, например, управления капитального строительства администрации, и подрядчик — исполнитель работ на данном участке. Заказы на строительство фирмы могут получить через конкурсы и аукционы, после чего с фирмой-победителем заключается контракт.

— В контракте прописываются сроки выполнения работ, — говорит Анатолий Дак, заместитель генерального директора «Дорожно-строительной компании», — на которые мы обязаны опираться в строительстве. Если в своей деятельности нам приходится привлекать другие подрядные организации, мы ставим им временные рамки, отталкиваясь от общего календарного графика. Необходимость привлекать сторонние организации чаще всего возникает при выполнении специфических работ, например переноса ЛЭП или монтажа защиты сетевых кабелей. Так как мы не специалисты в этой сфере, без помощи профессионалов не обойтись.

Бывают и другие случаи, когда механизм субподряда вступает в действие: например, строители не справляются с объемами, не укладываются в заданные сроки или на объекте есть виды работ, выполнять которые подрядчик не имеет права. Тогда включается механизм субподряда: ищется сторонняя организация, с которой в договоре прописываются все условия работы и вознаграждение.

— Расчет с партнерами, как правило, выполняется после сдачи объекта, — говорит Дак. — Из средств, полученных от заказчика.

Вход по допускам

Однако далеко не все предприятия имеют право приглашать субподрядчиков «в помощь». Законодательство четко оговаривает сферы полномочий тех или иных организаций: если хочешь привлекать другие фирмы на организованные тобой работы, ты должен иметь статус генподрядчика. И получить на это соответствующее разрешение.

Как пояснили в НП «СКС» (саморегулируемая организация строителей), любое предприятие вправе вести строительные работы, а также участвовать в конкурсах, тендерах и торгах только на основании свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства.

Виды эти закреплены приказом Минрегионразвития. Предприятие вправе как выполнять функции только генерального подрядчика, то есть организатора трудового процесса привлеченных фирм, так и самостоятельно заниматься строительством, нанимая субподрядные организации. В первом случае руководство компании должно получить допуск только к работам «по осуществлению строительного контроля» либо «по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта». Либо и то, и другое. Во втором случае фирма обязана обладать допуском и к организационно-контрольной деятельности, и к нужным видам строительных работ. Выдают свидетельства о допуске СРО и только своим членским организациям.

После слова «лопата»

На практике же, как неофициально рассказал представитель одной из строительных фирм Красноярска, зачастую встречается такое явление, как «черный подряд». Его суть в том, что фирма, выигравшая тендер на ремонт дороги, неофициально привлекает к работе другое предприятие. А пришлая контора, назовем ее «Лопата», которая не состоит в СРО и не имеет никаких допусков, без официального договора, фактически делает за основного подрядчика всю работу. Выгода последнего очевидна — он, по сути, выполняет госзаказ чужими руками, «навариваясь» на посредничестве.

Но и на этом цепочка не обрывается. «Лопата», как правило, маленькое предприятие, работающее полулегально и не имеющее ни нужного количества техники, ни большого коллектива. Для того чтобы уложить асфальт вовремя и в срок, руководство «Лопаты» нанимает еще несколько субподрядчиков: это небольшие вольнонаемные бригады строителей, вообще не имеющих никаких документов на осуществление строительной деятельности. Иногда с ними заключают трудовые договоры, а иногда — работают на «честном слове». Вот и получается, что ремонтом в итоге вместо официально заявившегося подрядчика занимаются некие «Рога и копыта».

Несмотря на то что, по заявлениям властей, выбору генподрядчиков на ремонт дорог уделяется сейчас пристальное внимание, «черный подряд» все еще сильно распространен в крае.

Семен Котов, «Вечерний Красноярск» № 31 (272)

Рекомендуем почитать