Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Несоюзная молодежь

Несоюзная молодежь

19.10.2010
0

Бывший андеграунд стал полноправным членом культурного общества

В прежние времена их, не охваченных творческими союзами, числили по разряду андеграунда и относились к ним не только с недоверием — с подозрением. В КГБ они были на особом счету. Потом, с началом перестройки, к ним в том же КГБ приклеили ярлык «неформалы» и тоже пасли. Приглядывал в основном комсомол по заданию партии. Сегодня они — полноценные члены культурного сообщества. Хотя в творческие союзы по-прежнему не входят.

Под крышей муниципалитета

Молодежный центр ЗеркалоМолодежный центр «Зеркало» Центрального района — муниципальное учреждение, существует с 2001 года. В активе — фестиваль «Россия. Молодость. Мечта», который проводится в этом году в шестой раз, межрегиональный фестиваль театральных студий, фестиваль «Красноярск поет Высоцкого», который срастается с другим — «Высоцкий и Сибирь». Первый проводит в краевом центре МЦ «Зеркало» при поддержке управления культуры администрации города, второй в селе Выезжий Лог на Енисее проводит администрация Манского района при поддержке минкульта края.

— Планов у этого проекта громадье, — рассказывает заместитель директора МЦ «Зеркало» Роман Энгельгардт. — Есть интересная идея — закрутить круглогодичный цикл, создать дирекцию, которая будет работать только на этот проект. Он потребует ежедневной работы.

В числе других проектов — санитарно-экологическая игра «Чистые Столбы». Под нее выделяются бюджетные деньги, подтягиваются спонсоры. Заповедник очищается от мусора, но проводится это не в форме принудительной мобилизации, а в форме игры, соревнования. Победил тот, кто собрал больше мусора. Азарт игры рождает результат.

— Альпинисты, которые проводят там свои соревнования, тоже раздают мешки своим спортсменам — те могут собрать мусор в труднодоступных местах, — рассказывает Роман Энгельгардт.

Несмотря на то что «Зеркало» — молодежный центр Центрального района, финансирует его деятельность городской бюджет. Энгельгардт затруднился назвать точный объем финансирования, сказал лишь, что деньги выделяются под конкретный проект и центр не жирует: суммы определяются десятками тысяч рублей.

— В идеале хотелось бы большего, но мы стараемся активнее привлекать к участию спонсоров, — говорит Энгельгардт. — Не всегда это живые деньги, чаще — бартер. Сейчас, например, пишем диск песен Высоцкого с разными исполнителями — участниками фестиваля, одна из звукозаписывающих студий Красноярска согласилась сделать это за свой счет. Аналогичные переговоры ведем с полиграфическим предприятием по оформлению этого диска. Себестоимость проекта — тысяч сто.

На фестиваль театральных студий МЦ собирает не только коллективы, работающие в черте краевого центра, но и любительские театры из края. На одном из показов внезапно объявился министр культуры края Геннадий Рукша. Посмотрел, подошел к руководителям центра, пожал руки, сказал: «Будем работать!»

Аналогичные молодежные центры есть и в других районах. В Кировском реализуется проект «Новые имена» — в его рамках проходят два фестиваля, бардовский и гитарный, есть танцевальное направление. Молодежный центр Советского района проводит театральный конкурс, бардовский фестиваль. В Свердловском районе центр делает упор на техническое творчество. Молодежный центр Ленинского района особо творческими поисками не блещет, зато здесь есть свой IT-центр. Октябрьский и Железнодорожный районы — это волонтеры, которые часто встречаются на улицах города.

Театральный разъезд

По оценке Романа Энгельгардта, в крае работает около ста любительских театральных студий.

— Это те, кто хоть изредка что-то ставит, постоянно репетирует, — говорит он. — В Красноярске порядка 20-30 действующих студий. Тех, у которых есть какой-то репертуар, — не больше восьми.

Людмила Духанина, художественный руководитель и режиссер народного театра «Орфей», который располагается в ДК «Кировский», в оценках осторожнее.

— В крае примерно сорок активно действующих любительских театров, в Красноярске — два-три, не больше, — считает она.

Людмила Духанина занимается театром 36 лет. Она и основала «Орфей». Сегодня это — старейший в крае любительский театр. Есть актеры-старожилы, которые провели в «Орфее» уже четверть века. Таких шесть человек из 25 участников постоянного состава.

— Саша Логинов — директор ночного клуба «Гагарин», дедушка уже, давно переехал жить на Взлетку с правого берега — но приезжает, играет с прежним удовольствием, — рассказывает режиссер.

По словам режиссера, финансовой поддержкой народные театры никогда и прежде не баловали, нет ее и теперь. Более того, у театра есть финансовый план — 50 тысяч рублей за сезон.

— По плану мы должны в течение сезона поставить один новый спектакль полнометражный или два одноактных и два раза в месяц выходить на сцену, — говорит Людмила Духанина. — Но играем чаще: актерам хочется играть.

Билет на спектакль стоит 60 рублей для взрослых, 35 для студентов и 30 — для детей. Камерный зал вмещает 50 человек, коллектив театра его построил самостоятельно 35 лет назад.

Раньше репертуар «Орфея» составляли классика, пьесы известных современных драматургов. Лет пять назад Духанина стала писать сама — молодежные пьесы на актуальные темы. Они сегодня занимают значительную часть репертуара. Ее «Фантазии Лизы» вышли в альманахе «Современная драматургия», их читали на недавно прошедшем театральном фестивале «ДНК», красноярский режиссер Никита Рак намерен ставить пьесу в театре Пушкина.

Как утверждает Духанина, «Орфей» упорно не желает спускаться в ад массового вкуса, который требует комедии в стиле «Он, она, окно и тело».

— Приходила девушка, хотела стать нашей актрисой — я показала ей пьесу, в которой готова была ее занять, — рассказывает Людмила Духанина. — Та почитала: «Нет, что вы, мне бы чего полегче, а у вас тут — проблемы какие-то...»

Был период, когда из-за непростого репертуара возникали сложности с руководством ДК «Кировский». Режиссеру удалось убедить дирекцию в своей правоте. Удалось отстоять право играть то, что по душе.

По мнению Людмилы Духаниной, поддержка такого рода коллективов со стороны государства необходима. Но ее нет и не предполагается. Даже на обеспечение двух копеечных ставок — режиссера и помрежа — в этом году выделено только 80 процентов из бюджета, остальное театр должен заработать самостоятельно. Заработанные на продаже билетов деньги сдаются в бухгалтерию ДК, и их потом не так просто востребовать.

Барды идут по свету

Красноярский клуб авторской песни, ныне — краевая региональная общественная организация (КРОО) «Красноярские барды», пережил несколько рождений. В конце 60-х прошлого века его участники выступали на знаменитом фестивале авторской песни в новосибирском клубе «Под интегралом». Там пел Александр Галич, после этого начались активные гонения на жанр по всей стране. Красноярские поэты и барды Юрий Бендюков (недавно трагически погиб), Николай Еремин, Адольф Мельцер, тогдашний президент клуба Виталий Крейндель и сегодня могут гордиться тем, что участвовали в расшатывании устоев, начале разрушения глиняного колосса.

Позже клуб под традиционным названием КСП (клуб самодеятельной песни) возродился и существовал много лет. Нынешняя КРОО «Красноярские барды» — его правопреемница. Работают барды под крышей краевого Дома учителя. Организация юридически самостоятельная, есть свой расчетный счет — но класть туда нечего. Денег нет. Потому концерты авторской песни, которые в Доме учителя время от времени случаются, — в основном кулуарные, «для своих». За все, что касается использования зала, аппаратуры со звукооператором, надо платить. Вполне естественно: с какой стати директору заниматься благотворительностью?

— Отношения строятся так: все, что мы собираем с концертов, уходит в счет платы за аренду зала и работы оператора, — рассказывает президент «Красноярских бардов» Оксана Потапова. — Потому приглашать кого-то именитого можно только за счет спонсорских поступлений.

Несмотря на это, клуб все-таки умудряется иногда устраивать праздник для поклонников жанра. Свежи в памяти концерты исполнителя Алексея Брунова, автора Виктора Луферова (приезжал незадолго до своей смерти), совсем недавний приезд классика жанра Валентина Вихорева. Желающих поддержать авторскую песню немного и становится все меньше. Не потому, что жанр уходит совсем, — он нечувствительно перемещается в сферу эстрады, размывается. Это — в верхней своей части, профессиональной. Остальное все активнее возвращается к истокам — в плохом смысле: становится самодеятельностью. «Подвальные» концерты (клуб располагается в подвале здания Дома учителя) чаще удручают и наводят на мысли об уходящей натуре.

Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск» № 40 (281)

Рекомендуем почитать