Гадание на цену валют — почитаемое занятие даже у тех россиян, кто не держал в руках самой валюты. Самая популярная пара, конечно, евро и доллар. Самая популярная ошибка в предсказании будущего: линейное продолжение вдаль текущей тенденции. За минувший год такие тенденционщики уже были наказаны дважды.
Приграничный евро
Сначала повторим банальное: никакой подлинно долгосрочной тенденции на валютном рынке быть не может. В отличие, например, от рынка сырья и акций, где такая тенденция очевидна: в долгосроке эти рынки всегда растут. Даже если в три раза упало, на интервале в десятилетие (а лучше на интервале в столетие!) сразу видно — растут. Но при этом сильно колеблются и блуждают. И это тренд, вообще следующий из природы вещей, тем более из природы вещей в экономике инфляционного типа. Это такой супертренд. На FOREX такого супертренда нет вообще, никакая валюта не имеет оснований расти касательно другой в долгосроке. Только колебания и блуждания.
Отсюда и некая техника, помогающая разуметь будущее. Вот, положим, нам говорят: акции Сбербанка вышли на свои годовые хаи. И тут великая дилемма: они туда как вышли — в рамках восходящего тренда (полезут вверх дальше, значит) или в рамках боковика (а значит, пойдут вниз)? Через время ясно, тренд это или боковик. Но в моменте не ясно, и не ясно даже, что вероятнее. А с валютами в этом смысле проще. Такого тренда, чтобы, например, евро пробил все уровни и улетел касательно доллара в небеса, быть не может, как и наоборот. Поэтому любые годовые хаи — евро к доллару или наоборот — сигнал играть против этих хаев за смену тренда. В нормальных условиях, пока какая-либо страна не включила у себя гиперинфляцию, правило обычно работает.
В ноябре прошлого года евро вышел на соотношение к доллару 1:1,5. Поклонники тренда могли решить, что начались поминки по доллару, и ставить на евро дальше. Но если боковик всегда вероятнее, то ставить надо в этой ситуации на доллар. И первые пять месяцев 2010 года это была, безусловно, верная ставка. Доллар рос, евро падал.
Наконец, в конце мая — начале июля подошли к отметке 1:1,18. Поклонники тренда начали отпевать евро, говорить о скором соотношении «1 к 1» и вообще о том, что евро возьмут да отменят. Может, и отменят, через годы. А мы тогда жили в июне месяце. И достижение низов по евро было знаком ставить на него против доллара. Сделавшие так выиграли это лето. Евро пошел в рост, и вот уже в начале осени достигнута отметка 1:1,4. Почти на утраченной вершине!
Для верящих в тенденцию это знак, что евро улетает в космос. Для «коридорщиков» сигнал к тому, что евро осенью подошел к пределу своей цены. Скоро тенденция развернется, и ставить надо на доллар. А потом перевернуться как раз тогда, когда все заговорят о паритете валют. А если уж за один доллар и в самом деле станут давать один евро, то перевернуться тем более.
И вот еще любопытная оговорка: к реальному положению в экономике динамика валютных курсов отношения не имеет. Весеннее падение евро было якобы «из-за Греции». Но Греция — не причина, а пиар-повод. Вот только один факт: по относительной массе долга Греция была на
Это к вопросу, где хвост и где собака и кто чем виляет: новости рынком или рынок новостями. Очевидно, что рынок — новостями. Верим ли мы притом в бессознательный инстинкт биржевой толпы или в сознательность ее кукловодов — второй вопрос.
Золотой бум
Раз уж заговорили о деньгах, посмотрим на то, что номинально «сырье», а по реальной функции все-таки скорее «деньги». На золото. Пытаясь понять, сколько это будет за унцию в долларах или за грамм в рублях, мы должны сменить логику. Золото как актив штука как раз не коридорная, а трендовая. В долгосроке оно всегда растет. Но этот долгосрок — долгосрочный до ужаса. Десять лет может и падать. А по законам инфляционной экономики оно, конечно, теоретически лишь растет. Законы рулят: и за полвека вырастет так, что покроет и провал в десятилетие.
Сейчас цена на золото высока: около 1370 долларов за унцию на середину октября, притом что весь год болталось у отметки 1200. Рост случился в конце лета и начале осени. Теперь вопрос, сигнал ли это к еще большему росту или цена уже столь высока, что надо распродаваться? Сторонники распродажи смотрят на динамику последнего десятилетия — золото действительно подорожало в несколько раз. Но перед этим оно падало в
Касательно завышенной цены можно вспомнить, что бывало и выше. Исторический пик в 1980 году, когда цена была 850, с поправкой на инфляцию сейчас это было бы не менее 2000. Так что куда расти — еще есть. Вспомним, на чем оно росло в
Расти оно начало параллельно тому, как отказывались расти акции. Чем неохотнее те шли вверх, тем больше активности было в золоте. Наконец, биржи обвалились в 2008 году, и золоту стало совсем хорошо. Вопрос его дальнейшей цены — это, по сути, вопрос о том, закончен ли кризис. Если да, то сейчас цена предельна. Если мировая экономика все-таки не помчится галопом к новым рубежам (факт, что сейчас не мчится) или тем более продолжится спад (очень большая вероятность), то инвестиции в золото будут чувствовать себя хорошо. И это не проценты, на которые колеблются вокруг друг друга мировые валюты. По правилам здесь может расти в разы.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 41 (282)