Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Не в бровь, а в глаз

Не в бровь, а в глаз

08.11.2010
0

Минимум 200 миллионов рублей требуется для открытия офтальмологической клиники

То пусто, то густо. На рынке офтальмологических частных клиник сегодня очень тесно, отмечают игроки, хотя пять лет назад он был монопольным. Доходит до демпинга и черного пиара. За 30 тысяч рублей в Красноярске можно сделать ту операцию, которая в соседнем Новосибирске обойдется не дешевле 50 тысяч.

Нездоровая конкуренция

Операции на глазах в частных клиниках становятся все более востребованными— Мы появились на рынке в 2005 году, — говорит Наталья Олюнина, директор Клиники микрохирургии глаза на Маерчака. — Тогда в Красноярске в сфере частной офтальмологической хирургии была представлена только клиника «Окулюс». Поток клиентов был настолько высок, что специалисты клиники занимались только катарактальной и рефракционной хирургией и диагностикой заболеваний: этого им вполне хватало, очередь была расписана на полгода вперед. Мы предложили больший спектр услуг и взяли на себя детскую офтальмологию, которая до нас не была охвачена.

Наталья Олюнина признает, что клиника вошла на рынок очень своевременно. Примерно два года назад в городе было открыто еще две клиники: «Ирис» и «Берег». В итоге сегодня действует четыре клиники одного профиля, что создает очень плотную конкурентную среду. Особенно сильна конкуренция в некоторых сферах обслуживания: например, лазерная коррекция зрения, которая представлена во всех перечисленных медучреждениях.

— Дело доходит до демпинга, когда в Красноярске операции проводятся практически по себестоимости, — говорит Олюнина. — Были даже прецеденты, когда один из игроков использовал методы черного пиара, чтобы переманить клиентов у своих конкурентов. Я не шучу! Около нашей клиники митинговали «недовольные пациенты», которых ни один из наших врачей ни разу в жизни не видел.

Моральное старение

Конкуренция заставила клиники активно вкладываться и в медицинское оборудование, несмотря на то что офтальмологическая техника одна из самых дорогих в современной медицине.

— Оборудование быстро морально устаревает, — говорит Олюнина. — В этом году, например, мы дополнительно приобрели высокотехнологичное диагностическое оборудование на 8 млн рублей. И это только ежегодные плановые траты. К тому же постоянно появляются новые методики, применять которые невозможно без соответствующей технической базы. А когда куплен тот или иной аппарат, клиника не имеет права работать на нем, если нет специально обученного сотрудника, имеющего соответствующий сертификат.

Именно из-за дороговизны технической составляющей входной порог в бизнес очень велик: требуется не меньше 200 млн рублей на помещение от 600 до 800 квадратных метров, и это без учета аренды или покупки собственно помещения. Эти цифры, конечно, справедливы для хирургической клиники, а не кабинета по подбору очков и контактных линз — там цены совсем другие. Трудно назвать бизнес и быстро окупаемым. По некоторым данным, сегодня в Красноярске финансовый оборот одной офтальмологической клиники составляет от 750 тысяч до 5 млн рублей в месяц.

Поток клиентов у разных клиник также различается: в зависимости от спектра услуг, количества специалистов и заработанного авторитета. Нельзя сказать, что основную массу клиентов составляют горожане с доходом выше среднего. Например, летом увеличивается число посетителей, которые приезжают на операцию из деревень.

— По нашему опыту количество прошедших через клинику пациентов каждый год растет, — говорит Олюнина. — Несмотря на кризис, в 2009 году по сравнению с 2008-м число операций выросло на 35 %. В этом году динамика чуть ниже, но все равно мы уже обогнали прошлогодние результаты.

На дому

Как признают игроки рынка, конкуренции с государственными медицинскими учреждениями, в частности с краевой офтальмологической больницей, нет и не будет. Всегда есть и клиенты, которые не рассматривают возможность получения платных услуг. К тому же некоторые операции законом разрешено проводить только в стационарных условиях. Этого ни одна частная клиника обеспечить не может, зато в Красноярске есть опыт организации выездного обследования и оперирования на дому. Увы, опыт не очень удачный. Как признался Евгений Жигуров, заместитель директора клиники современной офтальмологии «Берег», услуга среди красноярцев не востребована.

— За три с половиной года, которые мы предоставляем на рынке эту услугу, наши врачи не «выехали» и десяти раз, — говорит он. — Естественно, работа на выезде должна оплачиваться по более высоким тарифам. Хотя бы потому, что, куда бы доктор ни приехал, он обязан собственноручно провести стерилизацию помещения, обеспечить соблюдение всех санитарных норм. Но жители города не готовы переплачивать за работу на дому, и как скоро мы «дорастем» до этого, пока неясно.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 43 (284)

Рекомендуем почитать