Федеральные власти вынесли на обсуждение очередной антиалкогольный закон. В документе предложены новые меры борьбы с алкоголизмом нации, одна из которых — возможное введение «сухого закона».
Не успели курильщики привыкнуть к новому формату надписей о вреде табака на пачках сигарет, как аналогичным способом власти захотели поступить с этикетками на алкоголе. Первое чтение в Госдуме РФ прошел очередной законопроект, призванный регламентировать отношения между народом и спиртными напитками. Согласно документу, минимум 20% от этикетки должна занимать белая надпись в черной рамке: «Алкоголь вредит вашему здоровью». Кроме того, слабоалкогольную продукцию (за исключением пива) предписывается разливать в емкости не больше 0,33 литра. Это самые невинные положения нового закона, против которых ни в законодательных органах, ни в бизнес-кругах почти никто не возражает.
В числе прочего проект предусматривает такой пункт: субъекты федерации сами могут составлять перечень мест, где запрещено продавать и распивать алкоголь (читай — вводить на свое усмотрение «сухой закон»), в том числе полный «запрет на розничную продажу алкогольной продукции» во всем регионе.
Серьезные изменения затронут и сферу производства спирта. Заводам законодательно предпишут работать минимум на 70% от своих производственных мощностей. Сегодня большинство предприятий отрасли работают с официальной загруженностью в 30-35%. Это дает повод властям думать, что остальное время производится контрафактная продукция. Теперь же завод, который не может работать на полную мощь, вынужден будет вовсе свернуть производство.
Федеральные эксперты уверены: обсуждение законопроекта продолжится, и самые сомнительные предложения властей из него все же уберут. Документ стал логическим продолжением всех мер, которые были за последнее время предприняты государством в борьбе с алкоголизмом.
Коротко о главных:
- в конце 2009 года повысили акцизы на пиво;
- летом 2010 года водителям запретили даже минимальные возлияния перед тем, как садиться за руль;
- в декабре 2009 года законодатели предложили обязать продавцов спрашивать паспорт у покупателей, желающих купить спиртное;
- разработали «Технический регламент на спиртные напитки»;
- продолжилась работа с ценовой политикой.
Комментарии:
Андрей Черняев, заместитель генерального директора компании «Байкалфарм»:
— Мы были одними из инициаторов этого закона, поэтому поддерживаем его. Когда большой завод ставит очень мощное, дорогостоящее оборудование, но использует его лишь наполовину, тому есть лишь два объяснения: или там работают неграмотные менеджеры, которые не могут спрогнозировать результат, или в этом месте производят нелегальный алкоголь. Когда эту сферу урегулируют законодательно, контрафакта на полках магазинов станет меньше. Не думаю, что из-за этого будут закрываться заводы, скорее предприятия просто уберут лишнее оборудование, чтобы привести свои производственные мощности в соответствие с заявленной производительностью.
Валерий Анохин, директор НК «Енисейская алкогольная ассоциация»:
— У меня серьезные вопросы к этому законопроекту. В крае несколько больших заводов, которые, может быть, могут загрузить свои мощности по полной программе, но кому же они будут всю эту продукцию продавать? Возьмем завод «Арга», который в прошлом году произвел 211 тысяч декалитров спирта. Мог бы изготовить и 500 тысяч, но с такой конкуренцией он рискует сесть в долговую яму. А ведь предприятию больше 200 лет, оно градообразующее! Наши мощности превышают потребности рынка, но вводить подобные меры нужно очень осторожно. Что касается новых стандартов этикетки, тут я полностью за. Скажу больше, производители алкогольной продукции всегда только поддерживают подобные начинания. Будут ли люди пить меньше, не могу сказать, но предупреждать об опасности необходимо. Тем более тех, кто берет в руки первую в жизни бутылку.
Дмитрий Полуянов, маркетолог:
— Не думаю, что меры предпринятые властями серьезно повлияют на уровень продаж алкогольной продукции и структуру рынка. Разве что этикетку, с точки зрения дизайна, испортят, а на полках супермаркетов будут пестрить устрашающие надписи. Но они вряд ли как-то серьезно повлияют на спрос. Нельзя назвать новый закон неожиданным. Особенно на фоне всех мер, которые предпринимались государством до этого.
Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания края:
— Многие меры я поддерживаю, как-то же нам надо бороться с алкоголизмом! Возраст людей, употребляющих горячительные напитки, все ниже, пьют даже подростки. Хорошо, что дали возможность субъектам федерации вносить дополнительные ограничения на розничную торговлю. Я бы запретила продавать выпивку в местах массовых гуляний, на больших общественных мероприятиях, и убрала бы торговые точки с дворовой территории. А то пьют прямо в подъездах.
Семен Котов, интернет-газета Newslab.ru