На днях был-таки принят закон, согласно которому алкогольным опьянением считается даже минимальная концентрация этилового спирта в крови (напомню, ранее допускалось содержание 0,3 промилле алкоголя).
Немного физики для разминки. Что такое промилле и сколько алкоголя должен выпить водитель, чтобы в крови ее было 0,3? Промилле (от лат. pro mille — к тысяче, женск. р., нескл.) — по аналогии с процентом, одна тысячная доля какого-либо числа. 0,3 промилле означает, что на 1 л содержащейся в организме жидкости приходится 0,3 г алкоголя (или на 100 мл — 30 мг алкоголя). При примерном расчете на спиртное, это 500 мл пива или 40 г водки, а возможно, и бокал сухого белого вина, выпитые мужчиной комплекции около 80 килограммов.
От момента употребления алкоголя до достижения его максимальной концентрации в крови может пройти от 30 минут до 2 часов. Выпивка перерабатывается (окисляется) в среднем со скоростью около 7-10 г чистого алкоголя в час, что соответствует снижению его концентрации в крови приблизительно на 0,1-0,16 промилле (скорость зависит от вида спиртного).
«Естественный» алкоголь
Согласно данным таблиц нормального содержания алкоголя в биологических средах организма, обнаружение концентрации спирта в крови ниже 0,3 промилле не может свидетельствовать об алкогольном опьянении человека, потому что эндогенный естественный уровень находится в пределах 0,008-0,4 (!) промилле.
Согласно прежнему закону, введенному в июле 2008 г., допустимая норма 0,3 промилле была установлена с поправкой на этот самый возможный «естественный» алкоголь в организме человека, а также на квас, кефир и лекарства, которые может употреблять водитель и которые также содержат алкоголь в малых дозах.
Этим же законом тогда были введены нормы, предусматривающие ужесточение наказания для выпивших автомобилистов: в случае повторного нарушения — лишение прав до трех лет. Одновременно появилось наказание и для нетрезвых водителей, которые и так не имеют прав, — административный арест на срок до 15 суток или административный штраф в размере до 5 тыс. рублей. Все это вроде бы имело неплохой эффект — за период действия закона количество аварий сократилось почти на 10%.
Тотальный запрет
В марте президент Медведев внес в Госдуму законопроект, запрещающий управление автотранспортом с любым содержанием алкоголя в крови («Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах. Это провоцирует реальное пьянство перед тем, как садиться за руль»). Депутаты отреагировали восторженно: закон был принят в первом же чтении.
Очевидно, органы власти считают, что данная мера позволит улучшить ситуацию с ДТП: согласно статистике, несмотря на положительные тенденции прошлых лет, Россия находится сейчас на третьем месте в мире по числу автоаварий, уступая только Украине и Египту. При этом каждое 14-е ДТП у нас происходит по вине пьяного водителя. Ежегодно инспекторы ДПС задерживают около миллиона нетрезвых лиц за рулем. Только в прошлом году по вине пьяных водителей в ДТП погибли более 2 тысяч и пострадали более 18 тысяч россиян.
Согласно логике политиков выходит, что если эффект от принятия прошлого закона (разрешение 0,3 промилле вместо полного запрета) составил 10% снижения числа аварий, то принятие обратного закона (полный запрет вместо 0,3 промилле) подействует на статистику еще лучше. В этом есть некоторая абсурдность, не правда ли? Напрашивается вопрос: а уж не ужесточение ли наказания за нетрезвость подействовало в прошлый раз? Быть может, промилле тут вообще не играют роли?
Кстати говоря, допустимая концентрация алкоголя в крови для европейских водителей составляет от 0,5 и выше (Международная конвенция о дорожном движении рекомендует устанавливать разрешенный уровень алкоголя в крови в размере 0,8 промилле). А ДТП по вине пьяных водителей в Европе очевидно меньше. Вывод?
Судьба автомобилиста
По мнению вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, введение закона может повлечь за собой новый всплеск взяточничества со стороны сотрудников ГИБДД по отношению к водителям. Кроме того, эксперт считает, что под удар могут попасть люди, «выпившие чайную ложку валокордина или другого лекарства на спирту».
«Множество лекарств идет на спиртовой основе, соответственно человек, который лечится, автоматически попадает под действие этого нуля и этого закона. Естественно, коррупционная составляющая имеет место быть», — вторит Ольшанскому известный адвокат Игорь Трунов.
«Не нужно было вообще „заводиться“ с этими нормами алкоголя в крови», — успокаивает всех главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн. Врач подчеркнул, что диагноз водителю будут ставить медики. Если они обнаружат в его крови алкоголь, то будут проводить экспертизу, чтобы установить его природу. Например, у больных сахарным диабетом содержание спирта в крови может быть повышено.
А теперь представьте, с чем предстоит столкнуться законопослушным водителям после введения нового закона. Какому проценту здоровых людей с «невинно» повышенным хотя бы до 0,1 промилле уровнем алкоголя в крови придется вступать в споры с сотрудниками ГИБДД и, отменяя все планы, ехать на медицинскую экспертизу? Действительно ли такое нововведение будет являться действенным средством для снижения числа пьяных водителей за рулем? (и сколько их проедет мимо поста ДПС, пока несправедливо подозреваемый в пьянстве водитель будет выяснять отношения с сотрудником...)
Протестую
Оговорюсь сразу. Я резкий противник вождения в нетрезвом виде. По моему личному мнению водителей, которые себе такое позволяют, нужно наказывать очень строго. Баснословными штрафами. Административными запретами. Тюремными сроками. Но принятие подобных законов создает впечатление, что наверху или не умеют решать проблемы, или сознательно стремятся создать видимость их решения.
Где логика принятого закона? В информационном резонансе, который может впечатлить тех автолюбителей, которые раньше позволяли себе пьяное вождение, а теперь не будут? («Слышь, Петрович, завязываем, теперь пить вообще-вообще нельзя!»). Или в идее, что выявление минимально нетрезвых водителей сыграет решающую роль в снижении количества ДТП?.. Не окажется ли закон «повышенной строгости» — законом для галочки? .. Грустно думать, что это так.
Ольга Дарсавелидзе