"…Как-то мы стали с женой рассуждать о том, какой могла бы быть моя следующая книжка. И тут мне пришла в голову идея: написать роман от имени собаки, совершенно случайно оказавшейся в эмиграции. На что Ира мне возразила: "А почему пса? У тебя никогда не было собаки. Лучше вспомни нашего кота Мартына - о нем-то ты знаешь все, и уж это была на самом деле удивительная личность!" Владимир Кунин |
Пусть не обманывает вас начало книжки, такое сексуально-хамоватое – хоть манера повествования и сохранится, в дальнейшем вас ждет нечто веселое и умилительное. Главный герой – бунтарь и философ, добрая душа и отъявленный бабник, фигура во всех случаях примечательная. Начать с того, что он – кот, пусть редкого ума и внешних данных, но по большому счету, совершенно типичный домашний кошак совершенно типичного питерского интеллектуала еврейского происхождения со склонностью к алкоголизму, журнализму и беспорядочным половым контактам. Кота зовут Мартын, его Человека – Шура. Между ними царит редкостное взаимопонимание:
«Я только попытаюсь вылезти из-под его руки, а он приоткроет глаза и в слезы: «Мартынчик… Родимый! Т-то хоть не бросай меня!...» Мог ли я уйти?..
Под утро я все-таки сумел выползти из-под Шуры. Писать захотел – удержу нет! Обычно, когда со мной такое происходит дома, а Шура ещё спит, я поступаю очень просто: сажусь на Шурину подушку точненько перед его физиономией, и начинаю, не мигая, неотрывно смотреть на его закрытые глаза. Не проходит и тридцати – сорока секунд, как Шура просыпается и говорит хриплым ото сна голосом:
– Ну что, обоссался, гипнотизер хренов?»
В общем, владельцам домашних животных рекомендуется. Только не думайте, что вся книга посвящена взаимоотношениям Шуры и Мартына, все куда запутаннее: это настоящий детектив. Несмотря на то, что главный герой здесь кот, и повествование ведется от лица (морды?) кота, здесь будут и наркотики, и любовь, и убийства, и путешествия, и всё атрибуты детектива самого, что ни на есть, обычного, человеческого. И весьма увлекательного. И ироничного притом. Впрочем, увлекательна не столько детективная интрига, сколько живительная наивность и доброта книжки; для меня лично не менее увлекательной оказалось развитие идеи о возможности телепатического контакта между животными и людьми. Уверяю вас, после «Интеркыси» я более чем внимательно вглядывалась в желтые глазки своей кошки: «А ну как понимает?». И не банальные «кушать», «гулять», «иди сюда», а всё – и ещё анализирует и делает выводы? Но видимо, по меркам Фени (так зовут мою кошку) я ещё не доросла до Контакта. Но кто знает? Буду ждать.
Между прочим, я не шучу. Вы, конечно же, знаете Кунина. Это он придумал «Интердевочку», он написал сценарий к «Ребру Адама» и «Чокнутым». «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Иванов и Рабинович или Ай гоу то Хайфа» тоже его. У Кунина, урожденного Файнберга, как и положено писателю, богатейшая биография (летчик, чемпион СССР по акробатике, циркач, таксист, журналист) и завидный жизненный опыт (пару месяцев назад Владимиру Владимировичу исполнилось 75 лет). Кунин всегда писал о том, что видели его глаза, как он сам говорит, «влезая в материал по самую маковку». Так что я ничуть не удивилась, когда узнала, что неоднократно фигурирующие в книге ученые Конрад Лоренц и Ричард Шелдрейс действительно существуют! Первый – знаменитый австрийский натуралист, спец по кошкам и собакам (составивший трактат о том, как зависит выражение собачьих и кошачьих морд (вот ведь мерзкое слово – «морда») от настроения животного), второй – английский биолог, каким-то образом доказавший, что кошки могут вступать в телепатический контакт с людьми. Учитывая также, что у Кунина на самом деле было такое животное Мартын – «совершеннейшая дворняга, бойцовый кот, попросту хам и ужасный тип» – то смело зачисляем «Интеркысю» в жанр научной фантастики с детективным уклоном. Читаем, смеемся, умиляемся, и приглядываемся к своим питомцам. А вдруг?
Елизавета Калитина