Главный режиссер театра им. Пушкина Олег Рыбкин представил премьеру спектакля «Полковник Птица» по одноименной пьесе болгарского автора Христо Бойчева. В нашем городе это первая работа режиссера по современной драматургии. До сих пор мы видели в его постановке только классику.
Но, как сказал известный театральный критик Роман Должанский, настоящего Рыбкина красноярская публика узнает лишь после того, как увидит в его постановке спектакль по современной западной пьесе – в этом ему сегодня нет равных в России. И «Полковник Птица» – яркое тому подтверждение.
Очевидная премьерная сыроватость не скрывает стройной целостности замысла. Олег Рыбкин поставил трогательный, по-детски нежный спектакль. Где заявлено сразу множество тем – и смех, и слезы, и любовь… И даже патриотизм – к достоинству спектакля – без малейшей тени ложного пафоса. Лаконичность художественного оформления Светланы Ламановой еще больше усиливает это впечатление.
Жанр «Полковника» обозначен как трагикомедия, но комичное в нем только на поверхности. По сюжету шестерых сумасшедших и их доктора занесло снегом в небольшой психиатрической клинике, затерянной в горах на Балканах. Сбившийся с пути самолет ООН по ошибке сбросил им контейнер с теплой зимней формой и провиантом. Военное обмундирование пробуждает в одном из больных (бывшем полковнике) уснувший профессиональный инстинкт. Под его руководством сумасшедшие превращаются… в элитное спецподразделение коммандос.
Анекдотичность ситуации налицо. И все же режиссер сознательно ушел от чрезмерного комикования. Актерские работы напоминают скульптуры, с которых художник раз за разом бережно снимает все лишние наслоения. Окончательная шлифовка еще впереди. Но характеры уже проглядываются. Уход от комичного вызывает ощущение достоверности происходящего. А люди в этой истории – не насмешку, а искреннее сочувствие. Цыган Давуд (Дмитрий Корявин) страдает импотенцией, Киро (Данила Коновалов) – клептоманией. Здоровяку Матею (Валерий Милошенко) с наступлением сумерек кажется, что он уменьшается. Поэтому он ходит с фонариком – чтобы никто случайно не наступил… Но только упорядоченная жизнь с осмысленной целью способна излечить этих людей от их вымышленных страхов. «Хотеть – значит мочь! – говорит полковник врачу, принимая решение увести свой отряд из клиники, чтобы присоединиться к войскам ООН. – Остаться здесь несравнимо хуже, чем паранойя».
По-настоящему трагическая история только у двух героев спектакля – самого полковника Фетисова (Сергей Селеменев), потерявшего в войну семью, и бывшей проститутки Пепы (Екатерина Соколова), сбившейся со счета, скольких мужчин она обслужила. Можно только догадываться, какие внутренние потрясения привели их в психлечебницу… Предыстории их трагедий нет в тексте пьесы. Но боль пережитого читается в работах актеров. Это больше чем игра.
В финале перед публикой демонстрируются телекадры из истории югославского конфликта. Окровавленные тела, стройные ряды крестов в горах Балкан… Но история не привязана к конкретному месту и времени. Полковник, спасший своих людей из пекла, проходит по залу с каской, где звенят монеты, – картинка узнаваемая… Это не должно повториться.
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова