Главная
>
Статьи
>
«Маленький принц» в поисках зрителя

«Маленький принц» в поисках зрителя

28.01.2008
0

Не раз слышала в театральном закулисье ироничное высказывание: если спектакль получился – хвалят режиссера, если нет – ругают актеров. Но судя по двум недавним красноярским премьерам («Маленький принц» и «Снегурочка»), это не всегда так. К артистам особых претензий как раз нет – в обоих случаях. А вот к режиссуре – предостаточно.

Вокруг постановки в ТЮЗе «Маленького принца» ажиотаж разгорелся еще в прошлом сезоне. Щедрый губернаторский дар театру (полтора миллиона рублей на спектакль), пребывающему в затяжной творческой депрессии, вызвал откровенную иронию в театральном сообществе. И даже не по отношению к самому театру – никто не верил в постановщика. Стоит ли удивляться – за годы своего руководства главный режиссер ТЮЗа Андрей Няньчук не поразил публику ни одной мало-мальски удачной постановкой. А тут вдруг – замах на мюзикл, да еще «Маленький принц»! Затея изначально воспринималось как провальная.

Во-первых, есть одноименный французский мюзикл Ришара Коччианте (автор знаменитого мюзикла «Нотр-Дам де Пари») – аналогии с ним, во всяком случае у части зрителей, были неизбежны. И, кроме того, режиссера поджидал еще один подводный камень – это произведение вообще опасно брать для театра. Как и кэролловская «Алиса», написан «Маленький принц» для взрослых, а ставят их обычно для детей. В лучшем случае получается красивая сказка. Но не более того – вся философия и глубина произведений размывается.

Фото: Маленький принц

Что произошло и в постановке Няньчука. Андрей Анатольевич умеет увлечь других. Но в процессе работы он словно охладевает к своему замыслу – результат режиссеру неинтересен. Отсюда – ощущение незавершенности во всех его спектаклях. И эта скука волной передается в зрительный зал.

На два главных вопроса – для кого и о чем мюзикл «Маленький принц» – ответить затруднительно. Однозначно – ни для детей и ни для взрослых. Для первых там слишком мало сказки, для вторых – переизбыток пафоса. Тогда кому направлен посыл – подросткам? Тоже спорный вопрос. Современных подростков вообще очень трудно завлечь в театр. А история обращения взрослого человека к собственному детству, поиск в себе ребенка, которым он перестал быть, им пока мало близки и понятны. Нет целевой аудитории – так зачем было браться за этот материал? Даже на премьере не было аншлага (кстати, вопреки заявлениям, что билетов в кассе нет…).

Что касается самого постановочного решения, то здесь прямой отсыл к работе Андрея Няньчука на телевидении. Не спектакль – видеоклип! Нарезка из отдельных сцен. Поменяй их местами – ничего не изменится. Да, зрелищно, картинка впечатляет (заслуга художников Виктора Чуткова и Елены Турчаниновой), есть интересные технические эпизоды (например, финальная сцена, когда Маленький принц возвращается на свою звезду). Но не более того.

Не говоря уже об отвратительном звучании фонограммы. Музыкальное сопровождение нередко заглушало голоса актеров. Хочется надеяться, что это всего лишь премьерные недоработки.

Впрочем, нельзя сказать, что в спектакле все однозначно плохо. В роли Маленького принца удачно дебютировали солисты студии «Волшебный микрофон» – 12-летний Коля Овчинников и 8-летний Саша Лазин. Это настоящая находка для театра, не удивлюсь, если они еще не раз выйдут на его сцену в других постановках.

Фото: Коля Овчинников, Андрей Няньчук, Саша Лазин

«Маленький принц» вновь показал, что в ТЮЗе – поющая труппа (в последний раз артисты пели лет семь назад в мюзикле «В джазе только девушки»). И не использовать их умение просто грешно.

Да и сама работа заметно встряхнула труппу – такого энтузиазма, как на репетициях «Маленького принца», в театре не было уже давно. В спектакле занята почти вся труппа, работали над ним сутками напролет. Но вопрос – как надолго сохранится такое настроение?..

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»
фото Андрея Минаева

Рекомендуем почитать