Анну Гавальду любят. Любят наши читатели (то есть, в основном –льницы) и любят наши обозреватели (опять-таки в первую очередь –льницы). Её герои, судя по названию, тоже много кого любят – пускай и не бесконечно. Что ж, попробую кого-нибудь из них полюбить и я.
Тоненькая книжка. Камерная история. Почти что пьеска – по сути, один долгий-долгий разговор одной долгой-долгой ночью. В неотапливаемом загородном доме у камина, с вином, ромашковым чаем, секретами из прошлого, всхлипываниями и неожиданными открытиями. С быстренькими и маленькими, словно полароидные фотокарточки, пояснениями о времени и месте, раскиданными среди диалога и монологов. Разговаривают двое, Он и Она. Она – обычная женщина, мать двоих детей, считавшая свою жизнь сложившейся и свой брак успешным. До тех самых пор, когда её сложившийся и успешный муж несколько дней назад собрал чемодан и ушёл к другой, не потрудившись хоть что-то объяснить. Он – её свёкор, странный и нелюдимый, совершенно непонятный Ей человек, неожиданно для всех увёзший её с дочерьми в старый загородный семейный дом и оставшийся с ними. Вместе они пытаются… да чёрт знает, что они пытаются сделать. Она, кажется, в первую очередь хочет перестать плакать, а во вторую – понять, За Что. Он же скорее пытается открыть ей глаза на то, что так, быть может, оно только лучше – не всегда успешно.
- За тебя, Хлоя.
Я чокнулась с ним.
- Да, за меня, — повторила я с кривой улыбкой.
- Ты замечательная.
- Да, замечательная. И ещё – надежная, храбрая… Что я забыла?
- Забавная.
- Ах, да, чуть не забыла, забавная.
- Но несправедливая.
- …
- Несправедливая, ведь так?
- …
- Думаешь, я люблю только себя?
- Конечно.
- Тогда не только несправедливая, но и глупая.
Я протянула ему бокал:
- Конечно… Выдайте-ка мне ещё этого чудесного напитка.
- Считаешь меня старым дураком?
- Да.
Я покачала головой. Я была не злой, а несчастной.
Он вздохнул.
Гавальда тут делает одну очень простую вещь – берёт самое банальное событие (муж ушёл от жены, куда уж банальнее) и пытается вскрыть всю ту сложносочиненную механику чувств и эмоций, страхов и желаний, сомнений и прозрений, что скрывается за таким не самым непривычным событием. Вскрыть, и затем рассказать о ней предельно простым человеческим языком (временами даже подшучивая над собственной простотой – в какой-то момент героиня в ответ на очередной совет в духе «Тебе надо просто жить и быть счастливой» язвительно бросает «Ты, что, Паоло Коэльо?»). Временами и правда возникает ощущение, что Гавальда талдычит прописные истины – но потом, задумавшись самую малость, понимаешь, что всё немножко иначе. Да, она говорит о самом простом – но это те же простые и банальные вещи, которые тебе скажет самый близкий друг, когда в минуту душевного непокоя тебе потребуется обсудить с ним всё до пяти утра. Единственно возможные, и – как часто понимается, увы, слишком поздно – абсолютно правильные.
Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru