Главная
>
Статьи
>
Неуправляемый/ Unstoppable

Неуправляемый/ Unstoppable

29.11.2010
9

НеуправляемыйРежиссер — Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Крис Пайн, Розарио Доусон, Кевин Данн, Итан Саппли, Ти Джей Миллер, Кевин Корриган
Продолжительность — 100 мин

Тони Скотт за кадром, Вашингтон, простой работяга, поезд — кажется, где-то это всё уже было. Так, да не так — в недавних «Опасных пассажирах» действительно были и Вашингтон, и поезд, только поезд этот большую часть фильма стоял. В «Неуправляемом» же он всю дорогу мчится. И в этой поправке — вся разница между этими двумя фильмами.

Нет, Скотт за последнее время настолько укрепился в рамках собственной стилистики, что на «Неуправляемом» чувствуешь себя как дома с первых же секунд — точнее, с первых зернистых кадров, вклеенных в титры, с первых аккордов скрипки, положенной на электронный пульс вечного скоттовского соратника Гарри Грегсона-Уильямса. Просто в «Неуправляемом» вся его стилистика поставлена на службу одной предельно простой цели — совершению бесконечного продолжительного броска. Также как и сбежавший многотонный товарняк, вокруг которого строится эта история, «Неуправляемый» занимается тем, что всю дорогу могуче прёт вперёд.

«Неуправляемый» — действительно очень простое кино, возможно, самая прямолинейная голливудская ода инерции со времён фильма «Скорость». Здесь абсолютно всё подчинено постоянному, непрестанному движению — характеры размечаются стремительными пунктирами, на разговоры отводится минимум места. При таком чётком фокусе «Неуправляемый» оказывается одним из самых захватывающих фильмов Скотта за последнее время. Задача догнать километровый поезд с токсичными веществами предоставляет массу возможностей для чистого саспенса, и режиссер по максимуму выжимает их все — здесь есть несколько таких эпизодов, на которых натурально становится некогда дышать.

Но вот что интересно — при всех диких скоростях, на которых Тони Скотт работает в «Неуправляемом», и при всём подчеркнутом минимализме истории Скотт всё равно находит возможности, не сбавляя темпа, продемонстрировать своё знаменитое увлечение людьми интересных профессий. Он успевает на полном ходу сделать так, что почти у каждого персонажа, включая несколько второстепенных (пухлый растяпа-машинист и его напарник, энергичный железнодорожник с хвостиком на красном пикапе, скромный, но начитанный специалист из железнодорожной службы безопасности), есть свой маленький, но важный сольный выход. И в результате эти небольшие отважные акты простых людей запоминаются ничуть не хуже, чем грохот металла о металл на огромной скорости.

Возможно, простота конструкции «Неуправляемого» может расстроить некоторых фанатов позднего Скотта, привыкших к его умению находить поэзию за взрывами. Да, здесь нет ни специфического безумия фильма «Домино», ни религиозно-фаталистских мотивов «Гнева», ни размышлений о судьбе фильма «Дежа вю», в котором террорист с автоматом рифмовался с непостижимыми силами злого рока. Но в «Неуправляемом» на самом деле тоже не обошлось без двойного дна — он на самом деле получается о случайности, о том, как весь наш мир строится на вещах, которые происходят не по чьей-то злой воле, а просто так, потому что происходят. Бороться со случайностью невозможно — но можно взять и попробовать её обуздать; и тот факт, что остановившие поезд-беглец герои решают с помощью этого действия и свои собственные мелкие проблемы, недвусмысленно намекает на то, как нам желает относиться к этому немало поживший маэстро кино. Впрочем, на это можно и не обращать внимания — если смотреть «Неуправляемого» просто как захватывающее кино про сбежавший поезд, будет тоже хорошо.

Вердикт Кочерыжкина — наверное, не лучший, но хороший фильм хорошего режиссера

Рекомендуем почитать