Режиссер — Джей Джей Абрамс
В ролях: Джоэл Кортни, Элль Феннинг, Райли Гриффитс, Райан Ли, Зак Миллс, Гэбриел Бассо, Кайл Чэндлер, Ноа Эммерих, Рон Элдард
Продолжительность — 110 мин
Ну, вот. Другое дело. Режиссер Джей Джей Абрамс наконец-то начинает догонять свою репутацию нового волшебника и кудесника большого развлекательного кино, практически Спилберга нулевых. В его новом фильме «Супер 8» полно настоящего чуда — и пусть длинную дистанцию Абрамс в таком режиме всё же не выдерживает, этого чуда вполне хватает, чтобы в лето сплошных сиквелов объявить «Супер 8» главным развлечением сезона.
Главной (ну, по крайней мере, моей) претензией к Абрамсу всегда было то, что он в первую очередь технолог. К самой материи кино, в которой должно быть место и прекрасному хаосу, и настоящему чувству, и умильным шероховатостям и прочим живым вещам, Абрамс, кажется, подходит с двумя вещами — бумажкой с чётко структурированным планом и деловитым азартом очкастого пацана-изобретателя, который свято верит, что с помощью отвертки и паяльника можно сначала разобрать, а потом и собрать всё, что угодно.
В «Супер 8» он не то чтобы кардинально меняет свой подход — просто в этот раз в его план входило достаточное количество по-настоящему правильных вещей. Поставив перед собой задачу создать сентиментальный привет спилберговской фантастике 70-х, Абрамс не без виртуозности её решает. Первый как минимум час «Супер 8» сделан так, что в фильм почти моментально влюбляешься, как дурак. Эти дети, эти лица, эти взгляды. Эти семейные обеды, эти разговоры, когда они, перебивая друг друга, несут, следуя завету знаменитой песни, прекрасную чушь.
Даже если Абрамсу пришлось с блокнотиком покадрово штудировать «Близкие контакты третьего вида» и «Инопланетянина» и конспектировать, конспектировать, конспектировать — плевать; пусть и на чистых технологиях, но ему правда удалось воссоздать в «Супер 8» то особое взвешенное состояние детства, в котором всё плохое и хорошее, таинственное и обыденное воспринимаются одинаково правомерными составляющими реальности. Съемки собственного фильма, сбежавшее неизвестно что из разбившегося под боком поезда, семейная трагедия и робкая первая любовь — всё это сплетается в «Супер 8» в красивую, проникновенную и отлично сбалансированную историю.
Никому не известные ребята, которых откопали для «Супер 8» абрамсовские кастинговые директора, просто изумительны — как и младшая Фэннинг, которой при таком старте никак не миновать по-настоящему великих дел. Единственный, кто в конце концов портит картину — это, увы, сам Абрамс. В какой-то момент, как раз там, где пора объяснять все загадки и развязывать все сюжетные узелки, он опять съезжает в технологии — «Супер 8» превращается в версию «Монстро» со школьниками и стремительно теряет обаяние.
Под занавес Абрамс и вовсе дважды сбивается с шага, причем в важнейших моментах фильма, там, где должна была быть эмоциональная кульминация картины. Нет, ладно — предпоследний кадр там совершенно правильный, и демонстрация на титрах завершенного плода напряженной работы юных киношников тоже сильно спасает дело. Но всё же — трансформация «Супер 8» из нежной многослойной фантастики про детство и взросление в схематичную беготню с монстром и неаккуратно примотанными к нему уроками человечности несколько удручает.
По «Супер 8» прекрасно видно — где-то впереди у Абрамса всё же будет лучшее на свете кино. Просто «Супер 8» — ещё не оно, как бы в это не хотелось верить всю первую половину фильма.
Вердикт Кочерыжкина — лучший пока фильм Абрамса — уверенно настраивающий на то, что главное слово в этом вердикте «пока»