Главная
>
Статьи
>
Мстители / The Avengers

Мстители / The Avengers

04.05.2012
34

Режиссер — Джосс Уэдон

В ролях: Роберт Дауни-младший, Марк Руффало, Крис Эванс, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Сэмюел Л. Джексон, Джереми Реннер, Кларк Грегг, Том Хиддлстон, Гвинет Пэлтроу, Стеллан Скарсгаард

Продолжительность — 143 мин

Ну, что — ребята из студии «Марвел» сегодня имеют полное право похлопать друг друга по плечу. Пять лет, пять фильмов шли они к «Мстителям» — и пришли так, что все предыдущие игры в поддавки ради этого фильма оказались разом оправданы.

Вообще, если разобраться, вся история киноподразделения «Марвел» и «Мстителей» в частности — отличное и дико наглядное напоминание о важности разных фундаментальных вещей, кои последние несколько лет потихоньку перестают считаться таковыми нашим прогрессирующе обезжиренным обществом. Ну, например, о том, что большой бизнес — сложная и рискованная игра, с ударением на втором слове; по-настоящему крупной победы никогда не одержать без осознанного серьёзного риска. Дорога к «Мстителям», которые, кажется, вот-вот порвут всемирный бокс-офис, была выложена серией оч-чень неочевидных решений — Дауни-младший в главной роли в блокбастере по комиксам? Кеннет Брана в качестве постановщика летнего блокбастера про бессмертного бога из космоса? Летний блокбастер про бессмертного бога из космоса? Бросьте, так нельзя, это не сработает. Это против всех правил, это коммерческое самоубийство. Ага.

Сами «Мстители», в общем, тоже до последнего казались не самым очевидным решением, даже после успеха самостоятельных фильмов, ведущим к ним. В первую очередь в силу того, что вероятность правильного исполнения трюка с таким суровым набором встроенных ожиданий казалась до смешного малой. Задача раз — собрать в одном фильме сразу ЧЕТВЕРЫХ супергероев из собственных историй, с очень разными характерами и возможностями. Задача два — подбросить к ним ещё парочку новых (в «Мстителях», по сути, дебютирует виртуозный стрелок Соколиный глаз в исполнении Джереми Реннера) и, соответственно, дать и им как-то развернуться на фоне уже засветившихся физиономий старших товарищей. Задача три — увязать в единое целое все намеки на «Мстителей», обильно рассованные по предыдущим фильмам. И, наконец, четвертая, возможно, важнейшая задача — превратить это всё в единое, связное, внятное и самостоятельное кино.

Ах, да, ещё же есть Халк — огромный зеленый монстр, сделать внятное кино про которого уже дважды разным образом не удалось разным не последним людям. И это мы ещё оставляем за скобками массу чисто практических нюансов — вроде немаленьких зарплат артистов, уже обеспечивших студию собственными хитами приличных размеров, и негласный расчёт на то, что «Мстителям» по умолчанию необходимо было сорвать банк, чтобы оправдать масштаб всей затеи.

Но чутье «Марвел» на не самых очевидных на первый взгляд, но идеально подходящих под конкретные задачи людей не подвело их в этот раз. «Мстителей» отдали Джоссу Уэдону, умнице, гику, автору «Баффи истребительницы вампиров» и прекрасных сериала и фильма про космическое корыто под названием «Серенити». И он легким движением руки превратил этот набор сомнительных маячков в двух-с-небольшим-часовой аттракцион чистой зрительской радости. Уэдон, сам писавший комиксы для «Марвел» и не только, нутром чувствует, как заставить такой материал работать, как часы. Его «Мстители» реально устроены, как огромный сложный механизм, который за внушительные два двадцать продолжительности практически ни разу не даёт сбоев.

Понимая, что здесь должно быть грандиозное приключенческое кино, чья прелесть при этом укоренена в первую очередь в столкновении характеров, Уэдон ни на секунду не забывает ни о грандиозности, ни о характерах. Наворачивая на героев опасности, соотвествующие их способностям, «Мстители» никого не теряют в общей давке. Абсолютно каждому герою выписываются свои персональные маленькие (и большие) моменты триумфа, в которые неконтролируемо хочется немедленно если и не подпрыгнуть в кресле, то хотя бы воскликнуть что-нибудь несвязно-восторженное — но в то же время постоянно красиво подчеркивается необходимость и важность командной работы. Что же до Халка, то его выход остроумно обставлен примерно так же, как у акулы в «Челюстях» — Уэдон до последнего оттягивает превращение, используя его как повод для массы шуточек, но в какой-то момент делает таки «Ба-бах», и начинается грандиозное.

Вообще, во «Мстителях» масса мелочей, по поводу которых можно ещё долго восторженно распинаться (идеально отточенные диалоги, феноменальная комическая химия между Дауни-младшим и Руффало, грандиозный третий акт, как эталонный пример масштабного разрушения мегаполиса всем остальным авторам блокбастеров подобного размаха). Важней другое, главное, большое. «Мстители» берут форму, уже порядком подрастерявшую свою былую прелесть — кино про супергероев в костюмах, совершающих невероятные подвиги среди невероятных спецэффектов — и на чистом топливе человеческой фантазии заставляют нас смотреть его теми же широко распахнутыми глазами, что и в пресловутый первый раз.

К тому же в «Мстителях» можно найти и вдохновение несколько иного, чисто человеческого толка. Вот человек Джосс Уэдон — чуть раньше он уже показал нам, что единственное, что нужно для удачного фильма, это побольше фантазии. Теперь же он демонстрирует нечто иное — как человек получает шанс всей своей жизни, и затем не выпендривается, а спокойно, уверенно и с азартным огоньком делает так, чтобы все заинтересованные стороны ушли домой абсолютно счастливыми. В принципе, в каком-то смысле все истории про супергероев придуманы для того, чтобы было на кого равняться в жизни. Только после «Мстителей» хочется равняться не столько на персонажей, сколько на автора.

Вердикт Кочерыжкина — эталонный образчик большого летнего киноразвлечения — с размахом, фантазией, юмором, сердцем, душой и всем остальным, что положено иметь большому летнему киноразвлечению в идеальном мире

Рекомендуем почитать