В советском кино очень любили петь — ну, или по крайней мере, делать для показов на телевидении (как правило, с премьерами на новогодние праздники) такие эпические картины с песнями и плясками. Началась эта волна где-то в 70-х и продолжалась вплоть до распада СССР — а потом её пытались возродить во всяких «Старых песнях о главном». Вспомнив о том, что таких музыкальных фильмов в СССР было снято немало, мы решили тряхнуть стариной и вспомнить наиболее симпатичные из них.
Мэри Поппинс, до свидания!
Понятно, жанр большого телевизионного фильма с песнями лучше всего подходил различным сказкам — в таком ключе на нашем телевидении вполне успешно переделывали и «Буратино», и «Красную шапочку», и «Пеппи длинный чулок». Но вольная интерпретация сказки про Мэри Поппинс, пожалуй, имела больше всего шансов запасть в память юному впечатлительному зрителю. Здесь действие сказки переносилось в современность, пусть и зарубежную — и здесь была совершенно упоительная Наталья Андрейченко в главной роли; если бы в СССР восьмидесятых существовал институт секс-символов, за исполнение этой роли актриса должна была бы немедленно порвать всех конкуренток в этом топе. Ну, и песни — кто когда-нибудь сможет забыть «Тридцать три коровы», «Плохую погоду», «Песню про брадобрея», «Леди Совершенство», наконец, грандиозный финальный «Ветер перемен»?
Чародеи
Вольная новогодняя фантазия на тему «Понедельник начинается в субботу» Стругацких в конечном итоге превратилась в один из главных новогодних фильмов страны — наверное, в новогодний фильм номер два, следом понятно за какой картиной. Конечно, если искать в «Чародеях» соответствия повести Стругацких, можно прийти в бешенство — так что лучше не искать, а принимать их за чистую монету, то есть, как чистосердечную романтическую сказочку про любовь, к тому же и с песнями. Тем более что с песнями тут полный порядок — их здесь много, они очень разные (скажем, благостный новогодний эпос про снежинку благополучно соседствует с довольно ехидным и мощным номером про ведьмину реку), но абсолютное большинство из них обладает такой убойной мелодической силой, что прописывается в памяти навсегда. Плюс здесь хватает и чисто кинематографических мелочей — злобные номерные знаки, заблудившийся Фарада, говорящий кот, всё такое.
Д’Артаньян и три мушкетера
Бенефис Михаила Сергеевича Боярского, навеки закрепивший за ним его канонический образ (усы, шляпа, восклицание «Каналья!»), трёхсерийный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича, феноменальный успех которого у зрителей во многом обеспечил волну популярности подобных музыкальных картин лет на десять вперёд. Принято считать, что последовавшие продолжения были прогрессирующе маразматичны, но на самом деле если пересмотреть «Д’Артаньяна и три мушкетера» непредвзятым взглядом сейчас, внезапно выяснится, что вдохновенная глупость всегда была основой творческой манеры Юнгвальда-Хилькевича. Впрочем, выручали актёры — все участники включались в процесс с полной отдачей, а в том, как тридцатилетний Боярский изображал порывистость и розовощекую наивность восемнадцатилетнего гасконца, был отдельный шарм.
Гардемарины, вперёд!
Наверное, один из последних по-настоящему заметных представителей моды на сей благородный жанр, фильм «Гардемарины, вперёд!» не только продемонстрировал, что музыкальные фильмы можно делать и по мотивам собственной истории, но и, по сути, запустил карьеры исполнителей главных ролей Дмитрия Харатьяна и Сергея Жигунова (последнего, впрочем, переозвучили голосом Меньшикова). «Гардемарины» были сделаны строго по «мушкетёрским» лекалам — бесстрашные юные герои, зловещие дворцовые интриги, комедийно-приключенческий тон, межклассовые истории любви, и, конечно, песни, песни, песни. Ах, ну да — в качестве талисмана имелся и Боярский, в довольно трагической, надо сказать, роли.
31 июня
Один из наиболее любопытных представителей любви советского кино к жанру двухсерийной романтической сказки с песнями, вольная экранизация повести некоего Джона Бойтона Пристли о том, как благодаря козням злого волшебника английский рекламщик из 21-го века влюбляется в принцессу сказочного королевства Перадор. Песни к этой странноватой помеси социальной фантастики и средневековой сказки писал знаменитый Александр Зацепин, и саундтрек пользовался огромной популярностью в стране — так, песня «Ищу тебя» из этого фильма в 1979 году уступила первенство в хит-параде «Московского комсомольца» только Алле Пугачевой.