3 октября в баре LOFT выступила группа «Ляпис Трубецкой» — в далеком прошлом — представители «стёб-поп-рока», в настоящем — ска-панк-рокеры и вроде бы борцы-активисты, призывающие к смене курса, борьбе, протестам и прочим видам околополитической активности как у себя на родине, где, по слухам, лютует Батька, так и везде, где есть намек на ущемление прав и свобод думающих граждан.
Вообще, подобные метаморфозы у меня, как у человека, помнившего «Ляписа» лишь по забавным песенкам конца 90-х, вызывают немалое удивление; в начале концерта показалось, что коллектив сменил вокалиста: мощный торс, татуировки, короткая стрижка и недюжинный запас энергии, выливающейся временами в агрессию чуть ли не националистского толка. Дабы не быть голословным, судите сами. Ну и тексты соответствующие: «Тысячи наших братьев / Умирают во имя свободы / Полиция др...ит властный орган / За пакет социальной блевоты».
С одной стороны, упрекнуть Михалка в двуличности довольно сложно: показухой или заказухой тут не пахнет, а с другой, сама форма подачи — просторечные лозунги с прицелом на понимание народными массами и всеобщий кач, угар и слэм (последнее, при такой плотности количества человек на кв. метр, делать было крайне сложно) — наводит на мысль о том, что китчевое прошлое Ляписа было не лишено своего обаяния, которое испарилось как раз после того самого дебютного альбома. Удивительно, что за прошедшие с той прекрасной поры годы «Трубецкой» приобрел куда большую известность и массу новых слушателей, многие из которых если и слышали первую пластинку, наверняка посчитали ее глупым недоразумением, о котором лучше забыть: и вправду, не будешь же трясти головой под «Евпаторию».
И вроде бы всё на своих местах: неглупая и стильно одетая публика (в основном, старше 25 лет), забитый до отказа зал, всеобщая атмосфера драйва и единения в революционно-поэтическом экстазе, но почему-то возникает ощущение, что при всей своей искренности «Трубецкому» отчаянно не хватает одного — самоиронии и глумления не столько над политическими реалиями, сколько над собственным к этому отношением.
Тут, мне кажется, повторяется история с Пауком, который даже в собственной комедии абсурда дошел до той критической точки, когда уже не смешно, а просто скучно. Да и в плане музыки у белорусов совсем уж грустно: те же самые 3 аккорда, звучавшие когда-то в «Ты кинула» или в «Платье белом», в новосочиненном «Капитале» (как, впрочем, и в большинстве песен нового периода) выглядят крайне грустно и сиротливо, оставшись без придурковатых, но всё ж таки трогательных текстов.
Похоже, абстрактный Митя из скабрезной детской шутки, пошедший вместо митинга на другое, куда более приятное мероприятие, сделал в итоге правильный выбор.
Богдан Богданов
фото: Аксинія Чернова, vk.com/lyaris_kras
видео: Мари Моисеева