Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы Алекса де ля Иглесиа

Топ 5: фильмы Алекса де ля Иглесиа

16.10.2013
0

В прокат (внезапно) выходят «Ведьмы из Сугаррамурди», двенадцатый полнометражный фильм, снятый за двадцать с небольшим лет карьеры испанским режиссёром Алексом де ля Иглесиа. Поскольку при произнесении этого имени вслух многие до сих пор начинают недоумённо морщиться, нелишним будет покопаться в фильмографии этого активного и разностороннего постановщика.

Главный конёк де ля Иглесиа — это сатирическое выворачивание привычных жанровых форм наизнанку. Хотя он всякий раз берётся работать вроде бы в понятных рамках (религиозный хоррор, криминальная комедия, триллер про маньяка-убийцу, современный вестерн), его фильмы регулярно приземляются заметно в стороне от привычных и обильно протоптанных жанровых территорий. Тем интереснее сталкиваться с каждым новым фильмом — никогда не знаешь, с какой стороны тебя приложит очередная умная, злобная и ехидная картина.

Операция «Мутанты»

Полнометражный дебют де ля Иглесиа, спродюсированный Педро Альмодоваром, представлял собой оголтелую пост-апокалипстическую чернушную фантазию, в которой группка инвалидов, оказавшихся отщепенцами в дивном новом мире победившей красоты, сбивалась в террористическую ячейку и шла войной против бодибилдеров, секций аэробики и прочих мест превращения человека в красавца. Уже здесь были отчётливо видны все фирменные особенности творческого почерка де ля Иглесиа — мрачнейший юмор, бешеная энергия, пристрастие к вспышкам довольно-таки реалистичного и брутального насилия, пристальный взгляд на недуги общества с неожиданной стороны.

День зверя

Вторая картина де ля Иглесиа принесла режиссёру шесть национальных кинопремий «Гойя», в том числе и за лучшую режиссуру. Безумная история священника, который, уверенный в грядущем приходе Антихриста, сознательно бросался в пучину греха, чтобы подобраться поближе к Дьяволу, была выполнена в фирменных лихорадочных интонациях де ля Иглесиа — в число безрассудных поступков отца Анхеля входило, например, приобретение альбомов в стиле «хэви-металл», а его сообщниками на пути к самому сердцу сатанинской секты становились менеджер из магазина пластинок и ведущий оккультного телешоу. Впрочем, язвительная комедия в «Дне зверя» довольно быстро оборачивалась гротескным кошмаром.

800 пуль

Одна из первых картин де ля Иглесиа, в которой он проявил себя как режиссёр, способный к сдержанности, ностальгии и даже нежности, в то же время в очередной раз демонстрировала его бесконечную способность к выдумке. В «Пулях» режиссёр нашёл способ вполне легитимно протащить на территорию современной Испании настоящий вестерн — большая часть действия фильма разворачивается в заброшенных декорациях для фильма, где группка слегка двинутых товарищей разыгрывает для публики представления в стилистике вестерна. Здесь же де ля Иглесиа нашёл для героев способ устроить в финале настоящее вестерновское противостояние — снова герои-аутсайдеры, чудаки-неудачники с прибабахом, тщетно гоняющиеся за своей придурковатой с точки зрения остальных мечтой дают бой кровожадной системе.

Убийства в Оксфорде

Второй англоязычный фильм де ля Иглесиа (первый, «Пердита Дуранго», отвязный мексиканский криминальный романс, вышел в 1997-м и был несправедливо свален в одну кучу с многочисленными пост-тарантиновскими поделками, где остроязычные диалоги подкреплялись весело-брутальным насилием), издевательский привет перекрученным европейским триллерами с загадками пера Дэна Брауна или земляка де ля Иглесиа Переса-Реверте. «Убийства» были виртуозно выдержаны в жанре высоколобого детектива с кучей информации, в котором студент и профессор математики в исполнении Элайджи Вуда и Джона Хёрта блистательно раскладывали серию убийств строго по математическим моделям, пока к финалу не выяснялось, что все их навороченные теории не имеют никакого отношения к реальности.

Печальная баллада для трубы

Смертельный номер под куполом цирка — в этом фильме де ля Иглесиа высказывается на тему всей современной испанской истории и маскирует это высказывание под безумное кино о жизни одного бродячего цирка. Фильм, бодро сползающий из язвительной комедии в кровавый делирий, принёс режиссёру «Серебряного льва» на кинофестивале в Венеции.

Рекомендуем почитать