Воспользовавшись вынужденным перерывом на сидение дома, посмотрел сразу несколько кинокартин подряд. Причём в таком довольно разножанровом регистре — одно кино про футбольных болельщиков, другое про убийства по мотивам учебника по высшей математике, а третье про крокодила-людоеда. Все фильмы в разной степени прекрасные, все довольно-таки понравились. Впрочем, обо всем по порядку.
Начнём с «Фабрики футбола» Ника Лава, английской истории про деяния матёрых футбольных болельщиков, которые болеют-то, собственно, только для того, чтобы в день игры сначала надраться в пабе, а потом выйти стенка на стенку и раскрошить лица таким же, как они, кто болеют за команду противников. Сам футбол, что характерно, не показывают ни разу вообще. В принципе, такая чисто английская штука — продолжение реалистичной британской традиции Алана Кларка и раннего Майка Ли, только предварительно пропущенное через Дэнни Бойла и его саундтреки. Снято предельно лаконично, чуть ли не на ручное видео — при этом при всей брутальности хватило места и некоторой элегичности. Жесткое, резкое кино, не обличающее, но фиксирующее — в финале при этом выходящее на совсем новый уровень социальной проблематики. Вообще удивительно — для Англии такие вещи повседневная реальность (это довольно иронично воплощено в образе таксиста, с которым в определенный момент едут различные персонажи, а он всё время ругается про одно и то же), а всё равно кто-то хочет снимать про это кино, и снимает, даже несмотря на то, что там периодически говорится что-нибудь вроде «Tony fucking Blaire»! Что-то сложно представить, чтобы у нас кто-то снял кино про таких же вот парней с такими же вот высказываниями в адрес президента. Кишка тонка, что ли, или просто никому всё это неинтересно?
Далее у нас кино тоже вполне себе британское — «Оксфордские убийства», первая англоязычная работа испанского хулигана Алекса Де Ля Иглесиа. В каком-то смысле, тоже вдохновенное хулиганство — такой «Крик» пополам с «Кодом Да Винчи», детектив на основе высшей математики и логики. Студент Элайджа Вуд и его кумир-профессор Джон Хёрт пытаются поймать убийцу, который выстраивает логически безупречную цепочку преступлений. В финале, разумеется, выясняется, что разгадка была самой простой и очевидной — но горе-математики, чересчур увлеченные собственными блестящими измышлениями, попросту этого не заметили. Смешно, как прямолинейно Де Ля Иглесиа связывает такое одержимое изучение научных тайн и секс — по фильму выходит строго, либо библиотека, либо секс. Угадайте, что выберет Элайджа?
Ну, а на закуску — «Крокодил» австралийца Грега МакЛина, дебютировавшего леденящей «Волчьей ямой». В отличие от довольно депрессивной «Ямы», тут МакЛин явно развлекается — это такая вольная вариация на тему «Челюстей», только в австралийской глубинке и со здоровенным крокодилом вместо акулы. Австралийскую глубинку МакЛин снимает просто шикарно, будто пробуется на работу на телеканал National Geographic; в плане саспенса и всего прочего у него тоже всё отлично. То есть, качественный такой зубастый ужастик — жаль только, что в прокате провалился. МакЛин, смотрю, после него уже два года без нового проекта сидит. Жалко, если пропадёт парень — отличный ведь жанровый режиссер.
Такие дела.
С.М.
(Да, а мы будем постепенно возвращаться в обычный режим вещания)