Режиссёр – Олег Асадулин
В ролях: Мария Пирогова, Павел Прилучный, Макар Запорожский, Евгения Брик, Александр Ратников, Алиса Хазанова
Продолжительность – 95 мин
Своим подзаголовком художественный фильм «Тёмный мир: Равновесие» себе отчаянно льстит – никакого равновесия в нём нет и в помине. Смотреть его, тем не менее, скорее любопытно – причём далеко не всегда по причинам, которые его создатели не имели в виду.
Конечно, если считать по гамбургскому счёту, то художественному фильму «Тёмный мир: Равновесие» можно вполне обоснованно предъявить сразу за многое. Формально являясь продолжением картины трёхлетней давности, новый «Тёмный мир» при этом связан со своим предшественником исключительно названием и самой концепцией Тёмного мира, параллельного пространства, в котором обитают всякие мистические существа, желающие прорваться в наш мир и захватить его. Он возмутительно дёшево выглядит (за такую графику в приличном обществе засмеяли бы и десять лет назад) и отчаянно подглядывает за другими (визуализированное в кадре «видение» главной героини подозрительно смахивает на бекмамбетовско-лукьяненковский сумрак).
Имеющиеся здесь драки смонтированы в хаотичную визуальную кашу – что, видимо, объясняется тем, что в фильме задействованы скорее актёры, нежели бойцы; впрочем, есть и пример обратного, девушка, которая отлично машет ногами и устрашающе двигает шеей, но как только ей достаются реплики, нужно сразу затыкать уши и зажмуриваться. Сценарий не в курсе, что героям хорошо быть проходить через какие-то конфликты, благодаря которым они могли бы прибывать к финалу изменившимся и получившими важные уроки – основной конфликт главной героини вообще обставлен в духе «Перси Джексона», которому всего-то и надо было, что научиться следовать зову своей божественной крови. И в довершении всего «Тёмный мир: Равновесие» снабжён роликом, который довольно бессовестно анонсирует мистический любовный треугольник а-ля «Сумерки» (для простоты девочке в нём предложен хороший блондин и плохой брюнет), что на деле абсолютное враньё – отношения между всеми этими героями в фильме совсем, совсем другие.
В общем, вроде бы налицо полный набор причин отправить «Тёмный мир: Равновесие» на пересдачу - но торопиться с этим не стоит. Раз уж мы начали подобную метафорику, то да, новый «Тёмный мир» правда похож на студента, который путается в датах и фамилиях, половину ответа переврал, а вторую придумал на ходу – но сделал это с достаточной артистичностью и пониманием собственного исполняемого номера; тут нужно не ругаться, а скорее расхохотаться, влепить честный трояк и отправить с миром праздновать окончание сессии.
Для начала в «Равновесии» имеется чистосердечная попытка придумать свою собственную отдельную мифологию, плотно укоренённую в местных реалиях – так, ключевую роль в фильме играет здание московского университета. (Ну, и москвичей, думаю, немало позабавит тот факт, что Москва, оказывается, накрыта энергетическим куполом, опирающимся на несколько исторических высоток, который не пускает в город всякую приезжую нечисть). Эта мифология к тому же довольно неплохо проработана с точки зрения мелких деталей механики её устройства – это, наверное, можно списать на влияние привлеченной к созданию сценария четы опытных фантастов Дяченко.
Намеренная локальность истории распространяется и на героев и их места обитания – московская мистическая война ведётся в общагах и коридорах университетов, в захламленных однушках и мрачных сталинских подвалах. Ведут её обычные пацаны и девчонки, которые ездят в маршрутках или на взятых в кредит иномарках, говорят обычным русским языком и слушаются инструктора, одетого как председатель профсоюза с близлежащего завода.
Более того, при всех своих намёках на «сумеречные» любовные страсти, «Тёмный мир: Равновесие» исполнен неожиданно искренней студенческой романтики, в том самом виде, в котором её было принято изображать лет сорок назад в советском кино. Это волшебный мир, в котором держание за руки и искренность чувств (в том числе и к маме) может оказаться сильнее любых заклинаний и чар.
В общем, подытожить следует так. Да, в плане исполнения у фильма «Тёмный мир: Равновесие» есть масса довольно серьёзных проблем – но вот дух у него самый правильный, а намерения ясны и чисты. Так что проходной балл он вполне заработал.
Вердикт – современное российское фэнтези, кособокое и дурно сделанное, но симпатичное идейно и интонационно