Режиссер — Антон Мегердичев
В ролях: Светлана Иванова, Иван Жидков, Сергей Угрюмов, Владимир Носик, Елена Панова, Илья Алексеев, Марина Кожевникова
Продолжительность — 100 мин
Первое отечественное фэнтези в формате 3-Д, от сценариста фильма «Бой с тенью» и режиссера фильма «Бой с тенью-2» — тут уж с самого начала неясно, как реагировать на такое предложение, смеяться или плакать. «Темный мир», однако, устроен довольно грамотно — в том смысле, что он в равной мере способен провоцировать и ту, и другую реакцию, и, кажется, совершенно этого не стесняется.
Вообще «Темный мир» сделан с традиционной для новейшего отечественного кино беспечностью по отношению к практичности, целесообразности и здравому смыслу в целом. Никто из создателей, кажется, вообще не задумывался о том, как выдуманные ими идеи будут воплощаться на практическом уровне. Они берут на главную роль студентки Марины, случайно оказывающееся ключевой фигурой в древней войне между ведьмами и одним очень плохим, но очень могущественным колдуном, лучистую артистку Иванову — а затем 90 процентов продолжительности фильма старательно уродуют её то готическим макияжем, то чем-нибудь и похуже. Таких сомнительных творческих решений тут — ровно один час и сорок минут.
Открывающий пролёт камеры через нарисованный на компьютере лес по идее работает отличным вступлением, задающим мрачноватое настроение — но сделан он так, что в 3-Д от него болят глаза. Попытка авторов создать собственный мифологический контекст для происходящего в фильме оборачивается диким переизбытком информации и сюжетных поворотов. В какой-то момент «Темный мир» сам начинает теряться в том, что делать с этими набежавшими персонажами — одного более-менее важного героя в середине фильма выбрасывают из лодки так, что он пропадает в неизвестном направлении, и только под занавес выходит вдруг из леса в самый неожиданный момент.
Сцены битв смонтированы с такой энергией, что натурально непонятно, что с кем происходит — в результате в финальные схватки (а их и правда несколько) регулярно вмешиваются персонажи, про которых ты честно думал, что они уже в лучшем из миров. Ещё есть два финала, оба фальшивые. Один небрежно превращает фильм из современного фэнтези в педагогическую поэму о том, что девице в юности полезнее не голову ерундой о потусторонних мирах забивать, а хорошо учиться в институте. Второй обнуляет первый и, кажется, намекает на тотальный мировой капец. Или это они так, гм, изящно имели в виду продолжение?
Но вот интересная штука — вся эта жуткая свалка вызывает не столько раздражение, сколько весёлое любопытство. Бесконечные конвульсии, в которых сюжет «Темного мира» бьётся весь фильм, поданы здесь этак небрежно — и эта небрежность нешуточно подкупает. То есть, кажется, здесь нам никто не планирует делать вид, что перед нами большое серьёзное произведение, которое изменит наш кинематограф навсегда. Бодрая ерунда со спецэффектами — вот это больше похоже на правду; и создатели «Темного мира» ни секунды не притворяются, что делают что-то иное. За что им, вот правда, большое человеческое спасибо.
Вердикт Кочерыжкина — новое русское фэнтези про филологов, дикое на всю голову, но странно симпатичное