Режиссёр — Пол Гринграсс
В ролях: Том Хэнкс, Бархад Абди, Майкл Чернус, Крис Малки, Файзал Ахмед, Махат Али, Кэтрин Киннер, Макс Мартини
Продолжительность — 134 мин.
Этот фильм открывают два простых белых слова на чёрном фоне — «Капитан Филлипс». И всё — ни бесконечного списка фамилий, ни остросюжетного видео-арта, ни напряженной музыки, ничего больше. Всё верно — так и должно начинаться такое лаконичное и ясное кино; насколько, конечно, может быть лаконичным фильм, в съемках которого было задействовано минимум четыре настоящих корабля, три из которых боевые.
«Капитан Филлипс» был снят по воспоминаниям настоящего капитана Ричарда Филлипса, командующего американского грузового судна «Маерск Алабама», которое четыре года назад подверглось нападению сомалийских пиратов. Захват заложников — идеальная стрессовая ситуация для режиссёра Пола Гринграсса. Этот большой мастер нешуточного саспенса более всего известен, как постановщик двух самых успешных «Борнов» («Превосходства» и «Ультиматума»), популярных картин, несколько заслонивших своими могучими статями прочие интересы Гринграсса — политические и укоренённые в реальном мире.
Среди «Борнов», сделавших ему имя, в фильмографии англичанина разбросаны острые, хлёсткие, часто политизированные фильмы о столкновениях ирландцев и англичан («Кровавое воскресенье»), вторжении американцев в Ирак («Не брать живым») и 11-м сентября («Рейс 93»). И «Капитан Филлипс» становится в один ряд именно с этими фильмами Гринграсса — это ещё один триллер на основе реальных событий, берущий зрителя в железные тиски напряжения, но в то же время готовый параллельно завести серьёзный разговор о состоянии мира, в котором мы все живём.
В фокусе «Капитана Филлипса», впрочем, как и полагается при таком названии, именно человек. Фильм начинается с капитана и заканчивается им, фиксируя именно его реакции на навалившуюся на него экстраординарную ситуацию. При этом Хэнкс, актёр, отлично умеющий играть бесконечно благородных и стоических персонажей, здесь работает немного иначе — его капитан Филлипс не геройствует, но пытается перед лицом потенциально смертельной опасности действовать разумно и ответственно, преодолевая собственный страх. Наверное, в этом главная сила его исполнения — мы видим, что капитану каждую секунду ужасно страшно, и что он постоянно борется с этим собственным страхом; и Хэнкс не переигрывает, не пережимает, работает на точнайших нюансах. И даже его финальное отчаяние выходит абсолютно понятным — в «Капитане» Гринграссу особенно убедительно удаётся передать, как ужас ситуации захвата заложников в какой-то момент начинает казаться бесконечным, как съедает всю решимость и волю действовать взвешенно и разумно.
Камера покидает капитана в редкие, но точно выверенные моменты — параллельно с выходом «Алабамы» в море Гринграсс показывает приготовления пиратов к отплытию, а позже, когда кризис уже в самом разгаре, принимается регулярно заглядывать за кулисы масштабной спасательной операции, развернутой по спасению капитана Филлипса. Так у личной истории капитана появляется большой контекст — с которым Гринграсс работает довольно осторожно. Заглядывая в прибрежное сомалийское захолустье, он видит нищету и беспредел африканских банд, толкающих безработных местных зарабатывать деньги пиратством — но в то же время не торопится гуманитически заламывать руки со стонами «Ах, несчастная Африка!» и оправдывать будничную жестокость пиратов. С другой стороны, ту подробнейшую детализацию, с которой Гринграсс фиксирует механику спасения капитана изнутри ВМС США, можно с легкостью принять за майкл-бэевский милитаристский фетишизм.
Однако «Капитан Филлипс» сохраняет в конечном итоге приятную невозмутимую амбивалентность. Можно увидеть здесь и восхваление эпической мощи американской армии — а можно и горький комментарий в адрес того, откуда, собственно у капитана Филлипса дома взялись телевизор и машина, которым так завидует его захватчик. Равно как и в адрес ситуации, в которой против четырёх голодранцев с «Калашниковыми» выходят три боевых корабля и вооруженный по последнему слову техники отряд спецназа — что не очень-то похоже на равный бой. В то же время среди сомалийских пиратов есть и свои дети, и свои личности — но есть и безумные фанатики, вечно подбадривающиеся наркотическими травками и готовые пристрелить безоружного ради наживы. То есть, мысль о том, что с обеих сторон есть живые люди — от неё не становится проще, а наоборот, только горше и страшней.
Эта амбивалентность — вообще решающее для «Капитана Филлипса» качество. Той прямолинейной плакатности, что превращала, например, «Не брать живым» из мощного военного фильма в либеральную агитку, здесь нет и в помине. Гринграсс только намечает крупный, международного уровня конфликт, и затем подчёркнуто машет на него рукой, оставаясь на уровне одного человека — решение, набирающее невероятную драматическую силу к финальной, самой беспощадной (в хорошем смысле) здешней сцене (если Хэнкса таки номинируют на «Оскар», я знаю, отрывки из какой сцены будут показывать на церемонии).
С таких позиций историю о том, как ради спасения одного человека приходят сразу два эсминца и авианосец, можно прочитать как метафору того же кино. Можно засунуть в кадр всё, что угодно, от реальных боевых эсминцев до невероятных инопланетных джунглей, нарисованных отделом программистов — но работать оно должно на простую ключевую историю, человеческую судьбу, о которой только и стоит вести разговор. В «Капитане Филлипсе» эта судьба есть — и потому это кино остаётся с тобой и после того, как пойдут освобождающие финальные титры.
Вердикт — мощный драматический триллер о захвате судна и капитана — непростой, но нужный