Режиссёр — Карл Ринш
В ролях: Киану Ривз, Хироюки Санада, Ринко Кикучи, Таданобу Асано, Мин Танака, Кэри-Хироюки Тагава
Продолжительность — 127 мин.
«47 ронинов» — это такая специальная открыточка всем, кто считает Голливуд бездушным конвейером по штамповке одинакового дорогостоящего развлекалова; картина по-настоящему удивительная, вот только в полной мере насладиться её многочисленными особенностями получится только с исследовательской точки зрения.
Пока смотришь «47 ронинов», отчаянно хочется взаправду разобраться в закулисной цепочке принятия решений, которые привели к появлению этого фильма у нас на экранах в том виде, что мы увидели. Сейчас представляется, что этот многолетний мучительный процесс (фильм несколько раз откладывали, переснимали и перемонтировали), происходил примерно так. Группа компаний, решившая покорить кинорынок, щедро профинансировала группу товарищей, пришедших с предложением «А давайте за 200 миллионов баксов сделаем настоящий эпос по мотивам древней самурайской легенды», и только спустя несколько месяцев, когда съемки были в самом разгаре, спохватилась задать самый животрепещущий вопрос — а там же будет кинозвезда и много спецэффектов, чтобы как в «Пиратах Карибского моря»? Товарищи, уже отснявшие изрядную долю своего самурайского эпоса и ничего подобного в нём не планировавшие, на минутку задумались, а потом уверенно кивнули — придумаем, как приспособить. Получились «47 ронинов».
Все два часа этого удивительного фильма мы будто бы наблюдаем столкновение двух совершенно разных кинокартин. В чистосердечный и смертельно серьёзный самурайский эпос, хранящий угрюмую верность традиции и оригинальной истории (сюжет про 47 самураев, оставшихся из-за подковёрных интриг без хозяина и отомстивших за его смерть, не побоявшись наказания сёгуна, восходит к XVIII веку и только в японском кино пересказывался до этого шесть раз), периодически вторгается фэнтези-кино со спецэффектами, колдовством, древними тайнами и Киану Ривзом. Вторгается без предупреждения, невпопад, безо всякой попытки выстроить между двумя сталкивающимися жанрами хоть какой-нибудь мостик — интонационный, жанровый, смысловой.
Словно дополнительная порция утиного паштета, щедро намазанная сверху на уже готовый бутерброд с пастромой и пикантным огурчиком, фэнтези-компонента к чертям сбивает все выставленные внутри фильма настройки. Рушатся не только конкретные мотивировки (если обычная человеческая зависть феодала к более успешному соседу, пользующемуся благосклонностью вышестоящих лиц, прекрасно понятна, то на кой чёрт влезать в этот смертный конфликт всесильной ведьме-оборотню из леса?), но и сам мир, в котором происходит действие «47 ронинов».
Из относительно реалистичной средневековой Японии, снятой в живописно-угрюмых тонах, фильм без разговоров бросает в яркий компьютерный лес с духами, а потом, столь же внезапно, обратно. Или вот — герои попадают в скрупулёзно выстроенное пристанище пиратов, но те даже не успевают толком отработать своё появление в истории (у вынесенного на все афиши манекенщика-диджея Зомби-боя есть ровно одна реплика и тридцать секунд экранного времени). Ничто не соединяет эти разные локации для отдельных сцен помимо воли сценаристов — так же как и вся боевая и прочая магия бесцеремонно лишается всяких пояснений. Ну, да, подумаешь, у плохого феодала в подчинении ходит двухметровой непобедимый самурай без лица (в титрах фильма он умилительно обозначен «лавкрафтовским самураем») — какая разница, почему он такой и откуда взялся? Зато вот, смотрите — классный нарисованный дракон, в 3-Д!
Киану харизматично хмурится и демонстрирует отличную физическую и боевую подготовку, но совершенно не в состоянии преодолеть абсолютную ненужность своего персонажа в этой истории. И весь фильм также не способен преодолеть свой собственный кризис идентичности — в нём есть красивые пейзажи, отличные спецэффекты и местами выдающиеся экшен-сцены, но мозаика не складывается. У «47 ронинов» дитя остаётся не только без глазу, но даже, кажется, без ножек — зато с двумя головами.
Вердикт — местами эффектный, но страшно покорёженный фэнтезийный эпос, который должен был быть совсем про другое