На свете, пожалуй, нет другого режиссёра со столь же долгой и сложной историей взаимоотношений с премией «Оскар», как Мартин Скорсезе. Выдвигался восемь раз (включая свежего «Волка с Уолл-стрит», чья судьба решится ещё только через месяц), выиграл лишь однажды, за «Отступников» в 2006-м. Они же сломали проклятье лучшего фильма — до этого ни один из фильмов Скорсезе не удостаивался такого звания на «Оскаре». Давайте посмотрим, какие из его картин подбирались к этому наиболее близко.
Таксист. Номинаций — 4, призов — 0
Сейчас как-то странно об этом думать, но «Таксист» в своё время остался совсем без «Оскаров» — задним числом почему-то казалось, что картина, оставившая такой след в истории, не могла быть обойдена вниманием этой премии. Тем не менее — без статуэток остался и сам Скорсезе, и выдвинутые на премию Де Ниро с Джоди Фостер; актёров обошли члены съемочной группы грандиозного фильма Сидни Люмета «Телесеть», а звание лучшего фильма и лучшего режиссёра ушли, не смейтесь, фильму «Рокки». Да-да, тому самому, со Сталлоне.
Бешеный бык. Номинаций — 8, призов — 2
Роль титульного «Быка», вспыльчивого боксёра Джейка ЛаМотта, принесла Роберту Де Ниро первого и единственного (во что тоже немного сложно поверить) «Оскара». Также «Оскар» достался Тельме Шунмейкер за её монтаж — с тех пор она монтирует абсолютно все фильмы Скорсезе. Основные же призы — лучший фильм и лучший режиссёр — в этот раз достались новичку в режиссуре, Роберту Редфорду и его режиссёрскому дебюту «Обычные люди».
Хорошие парни. Номинаций — 6, призов — 1
Актёрам везёт на работу со Скорсезе — за участие в его фильмах разных людей номинировали в общей сложности 22 раза. Побед, правда, было всего пять, и одна из них — у Джо Пеши за роль бесноватого Томми ДеВито в этой размашистой гангстерской саге. Впрочем, 1990-й год был годом Кевина Костнера — во всех остальных пяти номинациях, выпавших «Хорошим парням» (в число которых входили, правильно, и лучший режиссёр, и лучший фильм), победил фильм «Танцы с волками». Занятно, что для Костнера, как и для Редфорда за десять лет до этого, его триумфальный фильм был дебютным в режиссуре.
Банды Нью-Йорка. Номинаций — 10, призов — 0
Главный облом в карьере Скорсезе — ни одной победы из внушительных 10 номинаций. Эпос о становлении уличных банд в Нью-Йорке проиграл свои основные позиции фильму «Чикаго» — хотя приз за лучшую режиссуру унёс домой Роман Полански за «Пианиста»; не так обидно, как если бы это был постановщик «Чикаго» Роб Маршалл, очередной дебютант в большом кино.
Авиатор/ Хранитель времени. Номинаций — 11, призов — 5
Практически все фильмы Скорсезе, сделанные за последние лет двенадцать, непременно попадают в списки номинантов на «Оскар», причём в большом количестве — но уходить домой режиссёру год за годом приходится с пустыми руками. Вот как с «Авиатором» и «Хранителем времени» — вроде и выиграли практически в половине своих номинаций, но всё в каких-то второстепенных категориях. Впрочем, ладно — «Авиатор» подарил награду Кейт Бланшетт за лучшую роль второго плана и второй «Оскар» Тельме Шунмейкер, за него же выиграл свой второй «Оскар» замечательный оператор Роберт Ричардсон (позже отхвативший статуэтку и за «Хранителя времени» тоже). Но во всех главных номинациях снова пировали другие люди — «Авиатора» обошла «Малышка на миллион» Клинта Иствуда, а в год выхода «Хранителя времени» большинство основных призов собрал «Артист» Мишеля Хазанавичюса.
Вот интересно, за столько лет постоянных проигрышей Скорсезе ещё не надоело приходить на церемонию вручения «Оскара»?