В 2014 году Роберт Редфорд, сыгравший за последние десять дет всего в шести фильмах (два из которых были его собственные), возвращается на экраны по-крупному — уже завтра выходит его сольный бенефис «Не угаснет надежда», а весной он появится в новом «Первом мстителе».
Учитывая, что актёрская карьера Редфорда началась более пятидесяти лет назад, суммировать все её достижения в пяти фильмах вряд ли получится. Но вот выделить те пять фильмов, что стали важными ступенями в его карьере, выйдет вполне — чем и займёмся.
Бутч Кэссиди и Санденс Кид
Хотя за плечами Редфорда к моменту выпуска этого весёлого элегического вестерна о злоключениях двух реально существовавших бандитов уже было девять лет опыта работы в кино и на телевидении, а также две премии Британского киноинститута за лучшую мужскую роль (в вестерне «Скажи им, что Билли Бой здесь» и спортивной сатире «Скоростной спуск»), именно «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» сделал из молодого талантливого красавчика настоящую суперзвезду. Выпущенный в один год с «Дикой бандой» Сэма Пекинпа, «Бутч Кэссиди» тоже был посвящен развенчиванию мифов Дикого Запада — только не при помощи эстетски-брутального насилия, как Пекинпа, а с юмором и огоньком. Фильм стал самой успешной картиной 1969 года и заработал несколько номинаций на «Оскар», в том числе и на «Оскар» — Редфорда в числе номинантов не было, зато Британский киноинститут вручил ему третью подряд премию за лучшую мужскую роль.
Кандидат
В этой политической сатире 35-летний Редфорд решил, что настало время продемонстрировать свои политические взгляды — и выступил исполнительным продюсером картины о честном юристе, которого постепенно съедает тяга к власти. Фильм был выполнен в псевдореалистическом ключе (режиссёр Майкл Риччи организовал специально для съемок фальшивую кампанию по выборам кандидата Редфорда, чтобы собрать в кадр побольше настоящих зрителей; эта «кампания» имела такой успех у публики, что Редфорду стали реально предлагать пойти в политику) и на момент своего выхода не собрал большую кассу — хотя сценарий Джереми Лэрнера, бывшего спичрайтера сенатора Юджина МакКарти, завоевал премию «Оскар». Со временем «Кандидат» набрал достаточно голосов, чтобы на данный момент считаться одним ключевых сатирических высказываний о политике, снятых в 70-е.
Афера
Второе после «Бутча и Сандэнса» партнёрство с Полом Ньюменом и режиссёром Джорджем Роем Хиллом принесло Редфорду номинацию на «Оскар» и сногсшибательный успех по всем остальным фронтам — их комедия про мошенников времён Великой Депрессии была не только невероятных размеров хитом, но и отхватила целых 10 номинаций на «Оскар», в семи из которых (включая лучший фильм) триумфально победила. «Афера» по сей день остаётся не только одним из самых успешных фильмов 70-х, но и редким примером того, как неприкрыто развлекательный проект может оставаться нестареющей классикой.
Вся президентская рать
Ещё одно политическое высказывание Редфорда, история про то, как два журналиста газеты The Washington Post раскрутили уотергейтский скандал, заставивший президента Никсона отказаться от должности. Сделанная в подчёркнуто реалистическом ключе, «Рать» стала одной из главных жемчужин богатых на параноидальные политические триллеры 70-х и заработала 8 номинаций на «Оскар».
Обыкновенные люди
В своём режиссёрском дебюте Редфорд в кадре не появлялся, но не отметить важность этого фильма для его карьеры невозможно — в конце концов, мало кто из знаменитых актёров удостаивался «Оскара» за лучший фильм сразу за первый свой режиссёрский опыт. Тихая, нежная драма о том, как чувство вины и невнимательность друг к другу приводят к распаду самой обычной семьи, была выполнена так деликатно и точно, что Редфорд заработал сразу пять призов за свою режиссёрскую работу, в том числе «Золотой Глобус» и «Оскар».
Сергей Мезенов