Главная
>
Статьи
>
Афера по-американски / American Hustle

Афера по-американски / American Hustle

19.02.2014
13

Режиссёр — Дэвид О. Рассел

В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Джереми Реннер, Луис Си Кей, Майкл Пенья

Продолжительность — 138 мин.

10 номинаций на «Оскар», плюс 48 уже полученных самых разных призов рангов поменьше — кажется, по следам «Аферы по-американски» за хорошего режиссера О. Расселла, пять предыдущих фильмов которого были вполне замечательные, нужно радоваться по-настоящему. В теории — вполне, а вот на практике, после просмотра фильма, выходит не очень; кажется, в этот раз точно перехвалили.

В основе фильма лежит реальная операция ФБР Abscam (сокращенно от «arab scam», арабское мошенничество), в рамках которой агенты при помощи прищученных на более мелких делах аферистов ловили коррумпированных политиков на живца в виде вымышленного арабского шейха, готового немедля вложить в их дела миллионы, в обход закона, разумеется. В начале 80-х эту историю собирался экранизировать по горячим следам Луи Маль — но его планы пошли прахом после смерти Джона Белуши, которого Маль видел в центральной роли афериста.

Для Расселла, большого мастера густонаселённых трагикомических картин про людей, слегка запутавшихся в собственных вымышленных мирах, этот материал казался идеальным. По большей части он, в принципе, соответствует ожиданиям — это большое, сытное, по-скорсезевски виртуозно снятое (и озвученное соответствующей подборкой ретро-хитов) кино, с азартом вгрызающееся в магистральную тему вранья по-американски во всех его разновидностях.

Временной период в этом изрядно помогает — диковатая живописная мода конца 70-х позволяет лишний раз подчеркнуть, что все здешние герои врут про себя в том числе и на уровне внешности. Аферы по обуванию мелких клиентов на пару тысчонок выходят на федеральный уровень, ситуации становятся всё опаснее, актёры с удовольствием ухают во всё более безумные перипетии сюжета (особенно Купер, чей агент ФБР довольно выразительно — и смешно — слетает с катушек в своей вечной погоне за рыбой покрупнее) — в общем, что может быть лучше, ага?

Как выясняется, многое — довольно быстро становится заметно, что весь роскошный стиль, созданный дизайнерами и художниками фильма, и все килотонны талантов актёрского коллектива Расселл в основном сжигает на холостом ходу. Большие актёрские и режиссёрские жесты никак не складываются в столь же большую историю — сценарий разваливается на отдельные сцены, но никак не может в них найти то самое единственно важное, о чём же он хочет нам поведать.

Да, с одной стороны, выходит история о том, что вранье человеческое и вранье государственное — истории совсем разного уровня, и у второго катастрофических последствий будет куда больше. С другой же, Расселл откровенно заглядывается на своих актёров больше, чем нужно — ему реально в разы интереснее смотреть, как Эми Адамс качает ногами, сидя на столе, или как Дженнифер Лоуренс носится по квартире в перчатках для уборки или упрямо уничтожает микроволновку. Его можно понять — любой бы загляделся; но в том-то и сложность (среди прочего) работы режиссёра, что нужно не только выудить из своих исполнителей выдающуюся игру, но и создать для неё некий важный смысловой контекст. С первым Расселл справляется на ура — со вторым же в «Афере по-американски», впервые в его карьере, существенная напряжёнка.

Вердикт — размашистая пост-скорсезевская поэма о вранье, как о способе существования, никак не складывающаяся из виртуозных и часто чертовски смешных эпизодов в единую внятную историю

Рекомендуем почитать