Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы Дэвида О. Расселла

Топ 5: фильмы Дэвида О. Расселла

19.05.2011
5

Удобно, когда у человека как раз подходящее количество фильмов в фильмографии — сразу видно, наш клиент! К тому же в случае с режиссером Расселлом есть и дополнительный повод поговорить о его творчестве — в этом году, после нескольких номинаций на «Оскар» за замечательного «Бойца» с Уолбергом и Бэйлом, имя режиссера стало известно значительно более широкой аудитории, чем доставалась до этого его странным, язвительным и острым фильмам.

Сейчас будущее постановщика выглядит весьма любопытно — у него в работе сразу несколько довольно ярких проектов, в том числе и с непривычно высоким для такого выходца из независимого кино бюджетом. Так что самое время посмотреть, с чего этот человек начинал.

«Раскрепощение»

Русское название немножко лукавит — в оригинале его дебютный фильм назывался «Шлёпая обезьянку», что является одним из эвфемизмов для обозначения мастурбации. Фильм полностью соответствовал названию — в нём Расселл браво хватался за тему инцеста, причём воплощал её во что-то вроде болезненно-неловкой комедии. Уже тогда стало ясно, что для работы с режиссером актёрам требовалось совершенно особенная разновидность мужества — Джереми Дэвису и Альберте Уотсон пришлось разыгрывать неловкий роман между сыном-интровертом и мамой, прикованной к постели после травмы ноги. Не так давно сам Расселл рассказал, что он был в ужасе, когда его 12-летний сын решил посмотреть дебютную картину папы — но, кажется, всё закончилось хорошо.

«Не будите спящую собаку»

В этой картине молодой еврей-невротик (Бен Стиллер), воспитанный в приёмной семье, так зациклен на мысли о своих настоящих родителях и собственных корнях, что вот уже четыре месяца не может придумать имя своему новорождённому сыну. При помощи длинноногой сотрудницы агентства по усыновлению (фантастическая Теа Леони, крашенная в брюнетку) он пытается выйти на след своих настоящих родителей, но всё равно случаются какие-то ошибки и недоразумения. В этой многословной и почти полностью построенной на бесконечных остроумных диалогах картине Расселл довольно исчерпывающе высказался по поводу состояния американской семьи — в ней всегда и везде бардак, и точка. Поскольку поиски настоящих родителей героя растягиваются и во времени, и в пространстве (как-то так выходит, что найденные семьи всё время оказываются не теми), у Расселла появляется возможность проехаться по самым разным стилям жизни. И он не даёт спуску никому — ни блаженным мещанам, ищущим одухотворения в дешевом сувенирном фэн-шуе, ни «белому отребью» рабочего класса, ни просвещенной успешной интеллигенции, ни состарившимся бывшим борцам с системой, ни гомосексуальным парам. На умение Расселла выписывать блестящие диалоги и ситуации немедленно откликнулась целая толпа хороших артистов — в «Собаке» помимо Стиллера и Леони были задействованы Патриция Аркетт, Джордж Сигал, Алан Алда, Лили Томлин, Джош Бролин и Ричард Дженкинс.

«Три короля»

От семейной дисфункции — к военным приключениям в пустыне. «Три короля», кино о том, как трое солдат после окончания «Бури в пустыне» ищут спрятанное золото Саддама, стала самой известной и энергичной картиной Расселла. Здесь он, ранее снимавший только разговорные скромные картины, наглядно продемонстрировал, что ему подвластны и более крупные формы. «Три короля» были сделаны увлекательно и лихо, так, что любой, кому неохота было вдумываться в злую антивоенную сатиру Расселла, всё равно мог насладиться фильмом как чистым приключением. Тут же за Расселлом закрепилась репутация страшного эксцентрика на съемочной площадке — пресса с удовольствием раструбила о том, как однажды Расселл чуть не задушил на съемках звезду фильма Джорджа Клуни. С Клуни они действительно больше не работали, зато именно с «Трёх королей» началась дружба Расселла с Марком Уолбергом; на их совместном счету уже три законченных фильма, и ещё два — в работе.

«Взломщики сердец»

После более-менее прямолинейных «Трёх королей» Расселл вернулся к любимой эксцентричной комедии — и сделал такую новую версию «Не будите спящую собаку», с небольшой поправкой. Там герой искал смысл своей жизни через семью, здесь же персонажи фильма пытаются осознать себя во Вселенной, через собственные действия и отношения к ней. Весело жонглируя философскими концепциями, Расселл опять зло и довольно точно высмеял сразу всех — всерьёз задумываться о смыслах жизни и бытия после «Взломщиков сердец» сможет только самый непробиваемый человек.

«Боец»

Вообще-то пятым фильмом Расселла должна была числиться совсем другая картина, привычно эксцентричная комедия «Пригвожденная», об официантке в исполнении Джессики Бил, которая случайно получала строительный гвоздь в голову, после чего в ней внезапно просыпался неудержимый сексуальный аппетит. Перспектива фильма, в котором такой ехидный мизантроп, как Расселл, взялся бы за такую неподъемную тему, как секс и общество, была, видимо, слишком хороша — потому что финансирование в какой-то момент съежилось, съемки были приостановлены, а потом Расселла и вовсе отстранили от проекта. Вместо этого он перехватил «Бойца», проект, с которым несколько лет бегал по разным студиям его приятель Уолберг. Об остальном можно уже и не говорить — семь номинаций на «Оскар», две актёрских победы, дружное признание критиков со всех концов планеты. Нормально, короче. Самое интересное, как обычно, ещё впереди.

Рекомендуем почитать