Режиссёр — Гарет Эванс
В ролях: Ико Уваис, Арифин Путро, Тио Пакусадево, Алекс Аббад, Ока Антара, Джули Эстелль
Продолжительность — 148 мин.
Вот как надо расширять пространство своих историй — в первом «Рейде» отряд спецназа брал штурмом высотку, а в «Рейде 2» один полицейский под прикрытием ведёт схватку сразу с двумя крупнейшими бандами в городе.
Первый «Рейд», довольно внезапная история международного успеха кино индонезийского производства, был фильмом простым, компактным и яростным — полтора часа безумной боевой хореографии, привязанной ко вполне конкретному и ограниченному месту действия. В «Рейде 2» режиссёр и сценарист Эванс, 34-летний уроженец Уэльса, обосновавшийся в Индонезии после работы над документальным фильмом об индонезийском боевом искусстве «пенчак силат», с тех пор активно пропагандируемом в его художественных картинах, разворачивает чистосердечный гангстерский эпос (взгляните только на этот хронометраж).
Причем форму гангстерского эпоса Эванс, судя по всему, постигал абсолютно по всем тем же фильмам, что и мы все, поэтому сюжет здесь (так же, как и в первом «Рейде») строится исключительно на самых знакомых сваях. Хороший коп, брошенный на многолетнюю вахту под прикрытием. Столкновение рассудительного старшего бандита, стоящего за поддержание мира, и горячего юнца, желающего немедля развязать войну (в данном случае отца и сына одной из двух самых влиятельных бандитских семей). Коррумпированные высшие чины полиции, обедающие с бандитами. Новый бандит-выскочка, готовый на всё и не желающий уважать порядки, наведённые двумя ныне главенствующими группировками. В общем, всё строго по учебнику — в «Рейде 2» нет ни одного поворота сюжета, который заставит подпрыгнуть или выпучить глаза; скорее, два с половиной часа согласно киваешь головой — да-да, ребята, всё так и было, потому что так и должно быть всегда.
Всё это, в общем, логично, потому что подпрыгивать и выпучивать здесь заставляют совсем другие вещи. К степенной и предельно традиционной гангстерской истории здесь прикручивается бешеная и отчаянно изобретательная боевая хореография — каждые минут 10-15 «Рейд 2» буквально взрывается каким-нибудь сумасшедшим боевым эпизодом. Причем с оформлением схваток в новом «Рейде» происходит та же история, что и с сюжетом — Эванс и его спецы по трюкам стремятся сделать всё быстрее, выше, сильнее. Наверное, не будет преувеличением сказать, что «Рейд 2» — один из самых амбициозных боевиков за последнее время; к делу изобретения новых трюков, от которых даже самая подготовленная публика вдруг дружно скажет «Ох» на весь зал, его создатели явно подошли чрезвычайно серьёзно. Здесь в дело идут не только рукопашные драки (хотя хватает и их — есть как минимум два совершенно замечательных побоища, одно в ночном клубе, а другое в тюремном дворе), но и схватки при помощи столярных инструментов, и драки с ножами, и автомобильные погони, в которых отчаянно смелым образом комбинируются перестрелки и рукопашная схватка прямо на полном ходу.
К тому же в «Рейде 2» Эванс в полную силу использует тот талант, что прорезался у него в новелле к хоррор-альманаху «З/Л/О 2» — в самый неожиданный момент отпустить какую-нибудь предельно кровожадную шутку. Это кино не для слабонервных — Эванс любит и умеет шокировать зрителя кровавыми подробностями, и периодически делает это с тактом настоящего маэстро хоррора. Здесь есть, скажем, абсолютно спокойный деловой разговор, проходящий за столь же неспешным перерезанием глоток; Эванс также вводит в историю сразу несколько персонажей, чьей единственной функцией является массовое и изобретательно-жестокое убиение противников при помощи различных предметов. То есть, основная сила «Рейда 2» именно в этом — не в пройденном ранее миллионами криминальных драм сюжете, а в бесконечной череде азартно придуманных подробностей. Да, наверное, это означает, что смотреть «Рейд 2» имеет смысл ровно один раз — но зато этот первый раз гарантированно оставит сильное впечатление.
Вердикт — индонезийский гангстерский эпос, продолжение успешного боевика — предельно традиционный по сюжету, оголтело-безумный по исполнению