Главная
>
Статьи
>
Топ 5: лучшие хоррор-альманахи

Топ 5: лучшие хоррор-альманахи

04.09.2013
13

В прокат выходит «З/Л/О 2», продолжение прошлогодней истории из нескольких новелл про то, как на видеокассеты записываются разные ужасти. Форма альманаха для пугательного жанра, в принципе, традиционна — ею активно пользовались и писатели, теперь вот переняли и режиссёры. Давайте посмотрим на несколько самых запомнившихся примеров альманахов в истории жанра.

Во тьме ночи

Прекрасный чёрно-белый альманах образца 1945 года. Гости загородного дома рассказывают друг другу разные истории о странном и потустороннем, пока не выясняется, что они и сами являются участниками такой же истории. Сделано очень элегантно и стильно — новеллы довольно разные, в диапазоне от юмористической истории про призрак гольфиста, который волей судьбы оказывается привязан к своему выжившему товарищу на расстояние не больше полутора метров, а у того как раз медовый месяц в разгаре, до по-настоящему жуткой новеллы про ожившую куклу чревовещателя. Самая классная история, впрочем — центральная; финал у «Во тьме ночи» один из самых прекрасных на свете.

Чёрный шабаш

Фильм, из которого два бирмингемских подростка Оззи и Томми позаимствовали название для своей группы, «Чёрный шабаш» был снят в 1963 году итальянским маэстро ужасов Марио Бавой. Что примечательно, ни одна из трёх новелл не имеет ничего общего с ведьмами — в одной разворачивается психологический триллер между проституткой и двумя её бывшими любовниками, в другой молодой дворянин путешествует по России и чересчур близко знакомится с понятием «вурдалаки», а в третьей мертвецы возвращаются с того света, чтобы научить живых хорошим манерам. Разгадка про ведьм же довольно проста — в оригинале этот сделанный в Италии фильм звался «Три лика страха», а «Чёрный шабаш» прилепили к его англоязычной версии.

Кайдан

«Кайдан» — так называется традиционная японская история про призраков или что-нибудь страшное; иначе говоря, этот альманах из четырёх потусторонних историй мог бы с тем же успехом называться «Страшилки». Впрочем, пусть эта простота вас не обманывает — за таким бесхитростным подходом к неймингу скрывается не просто один из лучших альманахов про страшное, а практически один из шедевров мирового кинематографа. Рассказывая четыре истории, основанные на народных японских сказках, режиссёр Масаки Кобаяси не столько стремится напугать зрителя, сколько старается создавать гипнотическую атмосферу дурного сна. В результате от почти трёхчасового фильма всё это время не оторваться.

Калейдоскоп ужасов

Хорошее партнёрство — в режиссёрах Джордж Ромеро, в сценаристах Стивен Кинг. Пять сюжетов (два взяты из кинговских рассказов, а три созданы специально для фильма) были исполнены одновременно страшно и смешно — Ромеро и Кинг не просто пугали маленьких детишек, а отдавали дань классическим страшным комиксам из 50-х, в которых ужасное всегда сдабривалось смешным и немного нелепым. Признание в любви вышло довольно ярким и убедительным.

Кошелёк или жизнь

Этот сборник хэллоуиновских баек и историй также выдержан в славной традиции смешения страшного и смешного — правда, чувство юмора у сценариста «Людей Икс» Майкла Догерти, дебютировавшего этим фильмом в режиссуре, довольно макабрическое. Но так, впрочем, и надо — эти четыре истории совершают отличные неожиданные развороты и объединены одним важным героем, который вполне мог бы пополнить пантеон важных киношных злыдней, если бы фильм имел хоть сколько-то широкий прокат. Вместо этого компания «Уорнер» сначала похоронила его на три года на полке, а потом тихонечко слила сразу на DVD. А могло бы быть новое яркое событие в истории жанра.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать