Главная
>
Статьи
>
Борис Саволделли: Шоу «Голос»

Борис Саволделли: Шоу «Голос»

01.04.2014
8

Борис Саволделли27 марта в Театре юного зрителя в рамках программы «Вечера актуального искусства» выступил итальянский певец Борис Саволделли. Newslab.ru провёл с Саволделли день в Красноярске и посмотрел, как готовится к выступлению в Сибири гастролёр из Европы.

Налегке

Борис Саволделли начинает что-то напевать через тридцать секунд после выхода на перрон Красноярского железнодорожного вокзала. Это его второй визит в Красноярск и седьмой российский гастрольный тур. Несмотря на чрезвычайно плотное расписание — 17 городов и 18 концертов за 19 дней; когда тур закончится, Саволделли, по его подсчётам, проедет около 23 тысяч километров, «Всё равно что объехать Италию раз десять» — певец в отличном настроении; за восемь часов в поезде из Новокузнецка он отлично выспался, и после сегодняшнего концерта в Красноярске его ждёт спокойная ночь в гостинице до завтрашнего отлёта, роскошь, которую он не каждый день может себе позволить при столь безжалостно сформированном графике.

Почему именно ему случается так часто гастролировать по России в одиночку, понятно — Саволделли путешествует налегке, выступая сольно, и вся необходимая ему аппаратура помещается в средних размеров дорожной сумке. Днём на саундчеке звуковые техники ТЮЗа с уважением рассматривают выложенную на небольшой столик конгломерацию аппаратуры — собственный микшерный пульт размером примерно с книжку («Я три года ждал его выпуска», хвастается Саволделли), несколько примочек для трансформации и запоминания звука, импровизированная «воздушная клавиатура», приспособленная из детской игрушки, в которой звук реагирует на движение рук над нею; собственно, всё. Саволделли и звукорежиссёр театра, даром, что не понимают языков друг друга, делятся впечатлениями о былых временах, когда приходилось таскать с собой громоздкие микшеры — звукорежиссёр Сергей изображает, как он тащит огромные чемоданы, певец смеётся и говорит «Да-да-да!» «С такой штукой, — кивает он на свой компактный микшер, — путешествовать стало гораздо легче». «Эх, вот бы директору театра об этом рассказать», — грустно вздыхает Сергей.

Синьор поёт джаз

Борис СаволделлиСаволделли обычно представляют джазовым певцом — что справедливо только отчасти. Да, он занимается и джазом — скажем, в его ближайших планах выпуск альбома «The Great Jazz Gig in the Sky», на котором он перепевает великий альбом Pink Floyd «Dark Side of the Moon» целиком, в составе трио с саксофонистом и контрабасистом (записав альбом за два дня, ребята затем восемь месяцев искали выход на Роджера Уотерса, без чьего личного одобрения в мире не выходит ни один кавер ни на одну песню с «Dark Side of the Moon»; письмо, в котором Уотерс давал добро, пришло как раз в канун Рождества). В его же сольной программе, которую он и представлял на сцене Театра юного зрителя, джаз если и присутствует, то только как источник некоторых исполняемых Борисом номеров (в программе вечера, среди прочего — кавер на «All Blues» Майлза Дэвиса) и, быть может, как общая идеологическая составляющая, отвечающая за принципы полной свободы и импровизации. Единственный инструмент Бориса — его голос; записывая голосом партии «инструментов» в реальном времени и затем выстраивая из них при помощи создающей звуковые петли примочки «аранжировки», он исполняет песни самых разных жанров. Со сцены ТЮЗа в прошедший четверг звучали мексиканские и африканские песнопения, хип-хоп мэш-ап на тему Джеймса Брауна и Red Hot Chili Peppers, каверы на Стинга и The Beatles и даже романс, превращённый во что-то вроде потустороннего эмбиента.

Причём между этими жанрами Саволделли переключается с невероятной простотой — «Я обычно не придумываю заранее список песен для концерта, импровизирую на ходу, слушаю место и публику, поддаюсь их влиянию». После такого заявления певца организатор концерта Борис Бородушкин, куратор джазовых программ Красноярской краевой филармонии, немного забеспокоился: «Как же так, мы же в программе анонсировали каверы на The Beatles и Джимми Хендрикса!» Есть подозрение, кавер на The Beatles Борис исполнил специально для другого Бориса — правда, избрал для этого не самую широко известную их песню, «Dear Prudence» с «Белого альбома» (нет, я тоже не знал, с какой пластинки эта песня, посмотрел сейчас в интернете).

Борис, ты прав

Несмотря на кажущуюся сложность описания — один певец, все инструменты голосом, наложение в реальном времени, да что за ерунда? — концерт Саволделли, наоборот, производит впечатление не насупленного авангардного действа, а настоящей феерии, дурашливого праздника, распоясавшегося бурлеска. Борис отрабатывает на сцене не только за всю несуществующую группу музыкантов, но и за залихватский конферанс — перечисляет выученные им русские слова, травит смешные байки, выбегает со сцены в зал, чтобы попеть там без микрофона (акустика ТЮЗовского зала оставила певца в полном восторге ещё на саундчеке). Но дело даже не в этих дополнительных кунштюках — а в том, что и сама музыка Саволделли отличается чрезвычайно позитивной энергетикой. В ней чувствуется искренняя, неподдельная радость человека, увлечённого своим делом. «Просто мне самому по-настоящему весело всё это исполнять, — объяснял он перед концертом, — и всё, что я хочу сделать — это поделиться этим весельем с залом, заразить им публику». Судя по реакции зала ТЮЗа, не совсем привычного к музыкальным концертам — настороженной на первой паре песен и абсолютно восторженной к финалу — Борис всё делает правильно.

Сергей Мезенов,
фото Дарьи Макаровой

Рекомендуем почитать